Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Талицкая средняя общеобразовательная школа № 4» Приложение № 5 к адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования МКОУ «Талицкая СОШ № 4», утвержденной приказом от 31.05.2019г № 24-в/2019од РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА предмета «Речевая практика» 1 – 4 класс г. Талица I раздел Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностными результатами изучения курса «Речевая практика» в 1 -4классе является формирование следующих умений: в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». Предметными результатами изучения курса «Речевая практика» является формирование следующих умений: Минимальный уровень: выполнять по словесной инструкции учителя действия, повторяющиеся каждый день; называть предметы и соотносить их с картинками; употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям; участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка; правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании; 2 сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников; понимать содержание детских радио- и телепередач, отвечать на вопросы по поводу услышанного; высказывать свои просьбы и желания; воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинный или картинно-символический план. Достаточный уровень: выполнять задания по словесной инструкции; участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; называть предметы и действия, соотносить их с картинками; слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал; внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова; соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании; объяснять, как можно доехать или дойти до школы; сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников; слушать радио, смотреть телепередачи, отвечать на вопросы учителя по их содержанию. 3 II раздел Содержание учебного предмета, курса 1.Аудирование. Его содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Выполнение простых устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению). Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Темы: «Играем в сказку», «Мойдодыр», «Мамины помощники». 2. Дикция и выразительность речь. Ориентирует учителя на отработку у школьников четкости произношения, эмоциональной выразительности речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. Темы: «Мы встречаем Новый Год», «Мир природы», «Наши любимые животные». 3. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. В содержание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, их играми, взаимоотношениями с окружающими. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей. Темы: «Школьная жизнь», «Игры и игрушки», «Я дома». 4. Культура общения. Его содержание нацеливает учителя на проведение специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия. Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) 4 обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»). Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо». Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)». Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях. Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству. Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др. Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. 5 Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям. Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …». Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»). Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед Обращение и мотивировка при извинении. Темы: «У нас праздник», «Я и мои товарищи». 6 старшим, ровесником. III раздел Тематическое планирование 1 класс(66 ч.) № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 2728 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. Тема урока Кол-во часов Ученик Класс Дежурство по классу Урок и перемена Режим школьника Школьные принадлежности Бережное отношение к учебникам Покупка школьных принадлежностей Правила поведения в магазине школьных принадлежностей Экскурсия в магазин школьных принадлежностей Права и обязанности современного школьника Знакомство во дворе Что такое вежливость Я и мои товарищи Что такое дружба Мы идём во двор гулять Составление рассказа "Мои друзья во дворе". Знакомство в гостях Правила этикета Правила поведения в гостях. Приветствие гостей «Волшебные слова» Составление рассказа «Как я ходил в гости» Я принимаю гостей Готовимся к празднику «Новый год» Новогодние традиции Приглашение гостей на Новый год Ёлочные игрушки 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Украшаем ёлку Новогодние поздравления Новый год в странах мира Новый год Новогодние чудеса. Добрый Дедушка Мороз Поздравления и подарки В Новом году я обещаю... Составление рассказа «Как я встретил Новый год 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 5354 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. Зимняя погода Зимняя одежда Зимняя обувь Зимняя прогулка Зимние виды спорта Зимние развлечения Составление рассказа "За что я люблю зиму" Игрушки Игрушки народов мира Я люблю свою игрушку Правила поведения в магазине игрушек Магазин игрушек. Экскурсия. Как вежливо просить о помощи Домашние дела Помощники Стихотворение А.Барто «Помощница» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Викторина "Помощники" Рассказ « Как я помогаю дома» Колыбельные песни Перед сном Постельные принадлежности. Викторина "Сонное царство" Гигиена перед сном Составление рассказа «Как я ложусь спать» Утро вечера мудренее Доброе утро! Режим дня школьника Обобщающий урок 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Итого 66 2 класс(68 ч.) № п/п 1 2 3 4 5 Тема урока Понятие «громкая», «спокойная», «шепотная» речь. Хоровые упражнения в использовании по заданию учителя. Индивидуальные упражнения в использовании голоса. Индивидуальные упражнения в использовании голоса. Инсценировка фрагментов сказки «Кошкин дом». 8 Кол-во часов 1 1 1 1 1 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Обсуждение темы. Подготовка атрибутов. Активизация, уточнение и обогащение словаря. Составление, конструирование предложений. Ролевая игра. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов. Активизация, уточнение и обогащение словаря. Составление, конструирование предложений. Ролевая игра. Обсуждение темы. Подготовка атрибутов. Активизация, обогащение и уточнение словаря. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 17 18 Составление, конструирование предложений. Ролевая игра. Понятие «быстрая», «медленная» речь. Различение на слух быстрой и медленной речи. Хоровые упражнения в быстром и медленном проговаривании слов, предложений. Хоровые упражнения в быстром и медленном проговаривании слов, предложений. Индивидуальные упражнения в быстром и медленном проговаривании слов, предложений. Индивидуальные упражнения в быстром и медленном проговаривании слов, предложений. Упражнения в произношении стихов, скороговорок, чистоговорок в различном темпе. Стихотворение «Телефон». Упражнения в произношении стихов, скороговорок, чистоговорок в различном темпе. Стихотворение «Телефон». Обсуждение темы рассказа. Подготовка и обсуждение атрибутов речевой ситуации. Активизация, уточнение, обогащение словаря по теме. Составление предложений с опорой на заданную речевую конструкцию. Ролевая игра. Обсуждение темы рассказа. Подготовка и обсуждение атрибутов речевой ситуации. Активизация, уточнение, обогащение словаря по теме. 1 1 1 Составление, конструирование разных по содержанию предложений с опорой на заданную синтаксическую конструкцию. Составление, конструирование разных по содержанию предложений с опорой на заданную синтаксическую конструкцию. 1 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33 Ролевая игра. 1 34 35 Понятие «тон речи». Хоровые упражнения в передаче чувств с помощью разного тона речи. Индивидуальные упражнения в передаче чувств с помощью разного тона речи. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Большой медведь». Обсуждение темы рассказа. Подготовка и обсуждение атрибутов речевой ситуации. Активизация, уточнение и обогащение словаря по теме. Составление, конструирование разных по содержанию предложений с опорой на заданную синтаксическую конструкцию. Ролевая игра по теме Тема рассказа, ее обсуждение. Подготовка и обсуждение атрибутов речевой ситуации. Активизация, уточнение и обогащение словаря по теме. 1 1 1 54 Составление предложений с опорой на заданную синтаксическую конструкцию. Ролевая игра по теме: «Вежливые слова» (рассказ В. Осеевой) Обсуждение темы. Подготовка и обсуждение атрибутов речевой ситуации. Активизация, уточнение и обогащение словаря по теме. Составление предложений на заданную тему. Ролевая игра по теме: «Разговор по телефону». Обсуждение темы. Подготовка и обсуждение атрибутов речевой ситуации. Активизация, уточнение и обогащение словаря по теме. Составление предложений на заданную тему. Ролевая игра по теме: «Я хотел бы попросить» (Б. Заходер «Муравей»). Понятия: «мимика, жесты, выражение лица». 55 56 57 58 59 Упражнения с участием мышц, глаз, бровей, губ. Упражнения с участием мышц, глаз, бровей, губ. Индивидуальные упражнения. Индивидуальные упражнения. Инсценировка сказки К. Чуковского «Цыпленок». 1 1 1 1 1 60 Обсуждение темы. Подготовка и обсуждение атрибутов речевой ситуации. 1 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 61 Активизация, уточнение и обогащение словаря по теме. 1 62 Конструирование предложений на заданную синтаксическую конструкцию. Ролевая игра. Обсуждение темы. Подготовка и обсуждение атрибутов речевой ситуации. Активизация, уточнение и обогащение словаря по теме. Конструирование предложений на заданную синтаксическую конструкцию. Конструирование предложений на заданную синтаксическую конструкцию. Ролевая игра. Итого: 1 63 64 65 66 67 68 1 1 1 1 1 1 68 3 класс(68 ч.) Тема урока № урока Кол-во часов Снова в школу! 1 Снова в школу! Беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций. 1 2 Вводный контроль. Тестирование. Актуализация правил приветствия. 1 3 Составление рассказов на тему летнего отдыха. 1 4 Секреты вежливого общения 1 Мы собрались поиграть 5 Рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса. 1 6 Конструирование диалога-конфликта 1 7 Разучивание считалок. 1 8 Игра «Рыбаки» 1 В библиотеке 9 Рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса 1 10 Экскурсия в школьную библиотеку. 1 11 11 Ролевая игра «В библиотеке». 1 12 Правил поведения в библиотеке 1 На приёме у врача 4 Рассматривание картинок, 1 13 Обсуждение проблемного вопроса 14 Конструирование возможных диалогов в регистратуре. 1 15 Конструирование возможных диалогов с врачом. 1 16 Ролевая игра «На приёме у врача» 1 «Лисичка со скалочкой» 17 Беседа с опорой на иллюстрацию 1 18 Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой» 1 19 Пересказ с опорой на иллюстрации. Игра «Рассказ по кругу» 1 20 Инсценирование сказки. 1 Сказки про Машу 21 Актуализация сказки «Маша и медведь» 1 22 Закрепление содержания сказки. 1 23 Актуализация сказки «Три медведя» 1 24 Закрепление содержания сказки. 1 25 Отправляюсь в магазин 25 Рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса 1 26 Конструирование возможных диалогов с продавцом. 1 27 Ролевая игра «В магазине». 1 28 Экскурсия в магазин. 1 Телефонный разговор 29 Рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса 1 30 Промежуточный контроль. Правил общения по телефону. 1 31 Сказка К. Чуковского «Телефон». 1 12 32 Ролевые игры «Телефонный разговор». 1 Я — зритель 33 Рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса 1 34 Игра « Я дарю тебе билет» 1 35 Моделирование и проигрывание возможных диалогов в кинотеатре. 1 36 Ролевая игра «Кинотеатр». Правил вежливого зрителя. 1 Какая сегодня погода? 37 Рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса 1 38 Беседа «Информация о погоде. Планирование своего времени» 1 39 Конструирование предложений по теме с опорой на условные обозначения 1 40 Ролевая игра «Прогноз погоды». 1 «Снегурочка» 41 Знакомство со сказкой « Снегурочка» 1 42 Рассказ по кругу, рассказ с эстафетой. 1 43 Инсценирование сказки. 1 44 Конкурс «Мастер сказки сказывать» 1 Готовим подарок к празднику 45 Коллективная подготовка подарков к празднику 23 февраля . 1 46 Конструирование диалогов вручения подарка и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов 1 47 Коллективная подготовка подарков к празднику 8 Марта 1 48 Создание поздравительных открыток. 1 Весенние поздравления 49 Составление поздравлений. 1 50 Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной интонацией 1 13 51 Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики 1 52 Конструирование диалогов вручения подарка и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов 1 Весёлый праздник 53 Рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса 1 54 Подготовка к ролевой игре «Приём гостей» 1 55 Ролевая игра «Приём гостей» 1 56 Составление рассказа по теме с опорой на сюжетные картинки, план из ключевых слов. 1 Учимся понимать животных 57 Рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса 1 58 Беседа о домашних животный по теме «Интересный случай» 1 59 Моделирование поведения животных в различных ситуациях. 1 60 Уход за домашними животными. 1 Поздравляем с Днём Победы! 61 Прослушивание песен, стихов, рассказов о Великой Отечественной войне. 1 62 Коллективное панно «Поздравляем с Днём Победы!». 1 63 Конструирование устных поздравлений с Днём Победы 1 64 Поздравление с праздником 1 Узнай меня! 65 Рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса 1 66 Подготовка к составлению описания внешности человека 1 67 Составление рассказов-описаний о себе и товарищах. 1 68 Итоговый контроль. Игры «Наш портрет», «Рассказ по кругу». 1 Итого 68 14 4 класс(68 ч.) Тема урока № п/п Количество часов Делимся новостями 1. Как я провел лето 1 2 Знакомство со стихотворением И. Гамазковой «Прошлым летом». 1 3 Составление рассказа «Самое интересное событие прошлого лета». 1 4 Игра «Вопрос за вопрос». Рассказ по рисункам. 1 5 Обобщение темы «Это важно!» 1 Я выбираю книгу 6 Где и как хранятся книги. Свободные высказывания. 1 7 Как нужно обращаться с книгой 1 8 Моя любимая книга 1 9 Обобщение темы «Это важно!» 1 «Подскажите, пожалуйста…» 10 Как ты обращаешься с просьбой 11 Правила обращения к знакомым и незнакомым людям 1 1 12 Ролевая игра по ситуации 1 13 Обобщение темы «Это важно!» 1 Я — пассажир 14 Общественный транспорт и правила поведения в нем. 1 15 Ролевая игра «В автобусе». 1 16 Обобщение темы «Это важно!» 1 «Петушок — Золотой гребешок» 17 Сказка «Петушок-Золотой гребешок». Чтение сказки. Просмотр иллюстраций. 1 18 Беседа по картинкам. Составление предложений к картинке. 1 15 Выбор интонации. 19 Выбор глаголов. Пересказ сказки по глагольному плану. 1 Сочиняем сказку 20 Что такое «сказка»? 1 21 Составление сказки 1 22 Иллюстрирование сказки 1 23 Обобщение темы «Это важно!» 1 У телевизора 24 Для чего нужен телевизор? Как им управлять? 1 25 Программа телепередач. «Моя любимая программа». Свободные высказывания. 1 26 Составление своей телевизионной программы на день. 1 27 Обобщение темы «Это важно!» 1 «Лисичка-сестричка» 28 Знакомство со сказкой 1 29 Работа над содержанием сказки 1 30 Чтение сказки по ролям. 1 Новогодние истории 31 Что такое «Новый год»? 1 32 Новогодние сказки 1 33 «Моя новогодняя история» 1 Знаки-помощники 34 Правила дорожного движения 1 35 Дорожные знаки 1 36 Экскурсия «Знаки-помощники в нашем селе». 1 37 Обобщение темы «Это важно!» 1 В гостях у леса 38 Для чего нам нужен лес? 1 39 Творческая работа «Что может нанести вред лесу?». 1 16 40 Составление «Правил вежливого поведения в лесу». 1 41 Обобщение темы «Это важно!» 1 Задушевный разговор 42 Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу». 1 43 Знакомство с рассказами В. Осеевой «Волшебное слово». 1 44 Знакомство с рассказами В. Осеевой «Что легче?», «На катке» в аудиозаписи 1 45 Обобщение темы «Это важно!» 1 Приглашение 46 Какие бывают приглашения. 1 47 Составление приглашений 1 48 Оформление приглашения на день рождения. 1 49 Какие бывают приглашения. 1 Поздравляю! 50 Какие бывают праздники? 1 51 Составление поздравления 1 52 Поздравительная открытка и подписи к ней. 53 Обобщение темы «Это важно!» 1 Жду письма! 54 Какие бываю письма? 1 55 Откуда и куда идут письма? 1 56 Составление письма другу. 1 57 Обобщение темы «Это важно!» 1 «Извините меня…» 58 За что нужно извиняться? 1 59 Как правильно просить прощения 1 60 Ролевые игры по теме ситуации. 1 61 Обобщение темы «Это важно!» 1 Поздравительная открытка 17 62 Песни, стихи, рассказы о Великой Отечественно войне. 1 63 Рисование праздничных открыток. 1 64 Подписывание открыток поздравлениями. 1 65 Подготовка поздравительных открыток ко Дню Победы! 1 «Во саду ли в огороде» 66 Летние работы в саду и огороде 1 67 Итоговое собеседование. 1 68 Итоговое собеседование. 1 Итого: 68 18