Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Талицкая средняя общеобразовательная школа № 4»
Приложение № 5
к адаптированной общеобразовательной
программе
начального общего образования
МКОУ «Талицкая СОШ № 4»,
утвержденной приказом от 31.05.2019г
№ 24-в/2019од
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
предмета «Речевая практика»
1 – 4 класс
г. Талица
I раздел Планируемые результаты освоения учебного
предмета
Личностными результатами изучения курса «Речевая практика» в
1 -4классе является формирование следующих умений:
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при
поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
проявлять
самостоятельность
в
выполнении
учебных
заданий,
поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе;
определять и высказывать под руководством педагога самые простые
общие для всех людей правила поведения;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и
обществе.
ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение»,
«родина», «природа», «семья».
Предметными результатами изучения курса «Речевая практика»
является формирование следующих умений:
Минимальный уровень:
выполнять по словесной инструкции учителя действия, повторяющиеся
каждый день;
называть предметы и соотносить их с картинками;
употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;
участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка;
правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
2
сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей,
воспитателей, имена ближайших родственников;
понимать содержание детских радио- и телепередач, отвечать на
вопросы по поводу услышанного;
высказывать свои просьбы и желания;
воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинный
или картинно-символический план.
Достаточный уровень:
выполнять задания по словесной инструкции;
участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми
возможностями;
называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой
на иллюстративный материал;
внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;
соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
объяснять, как можно доехать или дойти до школы;
сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей,
воспитателей, имена ближайших родственников;
слушать радио, смотреть телепередачи, отвечать на вопросы
учителя по их содержанию.
3
II раздел Содержание учебного предмета, курса
1.Аудирование. Его содержание нацелено на развитие у детей
способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Выполнение
простых устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных
действиях.
Соотнесение
речи
и
изображения
(выбор
картинки,
соответствующей слову, предложению). Повторение и воспроизведение по
подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание
небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Темы: «Играем в сказку», «Мойдодыр», «Мамины помощники».
2. Дикция и выразительность речь. Ориентирует учителя на отработку у
школьников четкости произношения, эмоциональной выразительности речи.
Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого
дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в
речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Темы: «Мы встречаем Новый Год», «Мир природы», «Наши любимые
животные».
3. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. В
содержание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по
названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, их играми,
взаимоотношениями с окружающими. Речевое и неречевое общение. Правила
речевого общения. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Темы: «Школьная жизнь», «Игры и игрушки», «Я дома».
4. Культура общения. Его содержание нацеливает учителя на проведение
специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами,
служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия.
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени
и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам.
Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые
обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные)
4
обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые
обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику
полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка,
бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой
контакт
с
незнакомым
человеком
без
обращения
(«Скажите,
пожалуйста…»).
Знакомство,
представление,
приветствие.
Формулы
«Давай
познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы
«Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на
приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул
приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или
сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания».
Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству.
Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия:
замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы
«Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи».
Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо».
Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение,
предложение.
Приглашение
домой.
Правила
поведения в гостях.
Поздравление,
пожелание.
Формулы
«Поздравляю
с
…»,
«Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью
обращения по имени и отчеству. Неречевые средства: улыбка, взгляд,
доброжелательность
тона.
Поздравительные
открытки.
Формулы,
сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить
тебе …» и др.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …»,
«Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др. Просьба, совет. Обращение с
просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене.
5
Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к
сверстнику,
к
близким
людям.
Развертывание
просьбы
с
помощью
мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!»,
«Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …». Мотивировка отказа.
Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста».
Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность
как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности.
Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка
благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за
поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас)
поздравляю»). Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с
обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка
извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм
обращения
при
извинении.
Извинение
перед
Обращение и мотивировка при извинении.
Темы: «У нас праздник», «Я и мои товарищи».
6
старшим,
ровесником.
III раздел Тематическое планирование
1 класс(66 ч.)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
2728
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
Тема урока
Кол-во
часов
Ученик
Класс
Дежурство по классу
Урок и перемена
Режим школьника
Школьные принадлежности
Бережное отношение к учебникам
Покупка школьных принадлежностей
Правила поведения в магазине школьных
принадлежностей
Экскурсия в магазин школьных принадлежностей
Права и обязанности современного школьника
Знакомство во дворе
Что такое вежливость
Я и мои товарищи
Что такое дружба
Мы идём во двор гулять
Составление рассказа "Мои друзья во дворе".
Знакомство в гостях
Правила этикета
Правила поведения в гостях. Приветствие гостей
«Волшебные слова»
Составление рассказа «Как я ходил в гости»
Я принимаю гостей
Готовимся к празднику «Новый год»
Новогодние традиции
Приглашение гостей на Новый год
Ёлочные игрушки
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Украшаем ёлку
Новогодние поздравления
Новый год в странах мира
Новый год
Новогодние чудеса.
Добрый Дедушка Мороз
Поздравления и подарки
В Новом году я обещаю...
Составление рассказа «Как я встретил Новый год
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
5354
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
Зимняя погода
Зимняя одежда
Зимняя обувь
Зимняя прогулка
Зимние виды спорта
Зимние развлечения
Составление рассказа "За что я люблю зиму"
Игрушки
Игрушки народов мира
Я люблю свою игрушку
Правила поведения в магазине игрушек
Магазин игрушек. Экскурсия.
Как вежливо просить о помощи
Домашние дела
Помощники
Стихотворение А.Барто «Помощница»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
Викторина "Помощники"
Рассказ « Как я помогаю дома»
Колыбельные песни
Перед сном
Постельные принадлежности.
Викторина "Сонное царство"
Гигиена перед сном
Составление рассказа «Как я ложусь спать»
Утро вечера мудренее
Доброе утро!
Режим дня школьника
Обобщающий урок
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого
66
2 класс(68 ч.)
№
п/п
1
2
3
4
5
Тема урока
Понятие «громкая», «спокойная», «шепотная» речь.
Хоровые упражнения в использовании по заданию
учителя.
Индивидуальные упражнения в использовании голоса.
Индивидуальные упражнения в использовании голоса.
Инсценировка фрагментов сказки «Кошкин дом».
8
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Обсуждение темы. Подготовка атрибутов.
Активизация, уточнение и обогащение словаря.
Составление, конструирование предложений.
Ролевая игра.
Обсуждение темы. Подготовка атрибутов.
Активизация, уточнение и обогащение словаря.
Составление, конструирование предложений.
Ролевая игра.
Обсуждение темы. Подготовка атрибутов.
Активизация, обогащение и уточнение словаря.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
17
18
Составление, конструирование предложений.
Ролевая игра.
Понятие «быстрая», «медленная» речь. Различение на слух
быстрой и медленной речи.
Хоровые упражнения в быстром и медленном
проговаривании слов, предложений.
Хоровые упражнения в быстром и медленном
проговаривании слов, предложений.
Индивидуальные упражнения в быстром и медленном
проговаривании слов, предложений.
Индивидуальные упражнения в быстром и медленном
проговаривании слов, предложений.
Упражнения в произношении стихов, скороговорок,
чистоговорок в различном темпе. Стихотворение
«Телефон».
Упражнения в произношении стихов, скороговорок,
чистоговорок в различном темпе. Стихотворение
«Телефон».
Обсуждение темы рассказа. Подготовка и обсуждение
атрибутов речевой ситуации.
Активизация, уточнение, обогащение словаря по теме.
Составление предложений с опорой на заданную речевую
конструкцию.
Ролевая игра.
Обсуждение темы рассказа. Подготовка и обсуждение
атрибутов речевой ситуации.
Активизация, уточнение, обогащение словаря по теме.
1
1
1
Составление, конструирование разных по содержанию
предложений с опорой на заданную синтаксическую
конструкцию.
Составление, конструирование разных по содержанию
предложений с опорой на заданную синтаксическую
конструкцию.
1
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33
Ролевая игра.
1
34
35
Понятие «тон речи».
Хоровые упражнения в передаче чувств с помощью
разного тона речи.
Индивидуальные упражнения в передаче чувств с
помощью разного тона речи.
Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Большой
медведь».
Обсуждение темы рассказа. Подготовка и обсуждение
атрибутов речевой ситуации.
Активизация, уточнение и обогащение словаря по теме.
Составление, конструирование разных по содержанию
предложений с опорой на заданную синтаксическую
конструкцию.
Ролевая игра по теме
Тема рассказа, ее обсуждение. Подготовка и обсуждение
атрибутов речевой ситуации.
Активизация, уточнение и обогащение словаря по теме.
1
1
1
54
Составление предложений с опорой на заданную
синтаксическую конструкцию.
Ролевая игра по теме: «Вежливые слова» (рассказ В.
Осеевой)
Обсуждение темы. Подготовка и обсуждение атрибутов
речевой ситуации.
Активизация, уточнение и обогащение словаря по теме.
Составление предложений на заданную тему.
Ролевая игра по теме: «Разговор по телефону».
Обсуждение темы. Подготовка и обсуждение атрибутов
речевой ситуации.
Активизация, уточнение и обогащение словаря по теме.
Составление предложений на заданную тему.
Ролевая игра по теме: «Я хотел бы попросить» (Б. Заходер
«Муравей»).
Понятия: «мимика, жесты, выражение лица».
55
56
57
58
59
Упражнения с участием мышц, глаз, бровей, губ.
Упражнения с участием мышц, глаз, бровей, губ.
Индивидуальные упражнения.
Индивидуальные упражнения.
Инсценировка сказки К. Чуковского «Цыпленок».
1
1
1
1
1
60
Обсуждение темы. Подготовка и обсуждение атрибутов
речевой ситуации.
1
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
61
Активизация, уточнение и обогащение словаря по теме.
1
62
Конструирование предложений на заданную
синтаксическую конструкцию.
Ролевая игра.
Обсуждение темы. Подготовка и обсуждение атрибутов
речевой ситуации.
Активизация, уточнение и обогащение словаря по теме.
Конструирование предложений на заданную
синтаксическую конструкцию.
Конструирование предложений на заданную
синтаксическую конструкцию.
Ролевая игра.
Итого:
1
63
64
65
66
67
68
1
1
1
1
1
1
68
3 класс(68 ч.)
Тема урока
№
урока
Кол-во
часов
Снова в школу!
1
Снова в школу! Беседа с привлечением личного опыта,
ответы на вопросы на основе иллюстраций.
1
2
Вводный контроль. Тестирование. Актуализация
правил приветствия.
1
3
Составление рассказов на тему летнего отдыха.
1
4
Секреты вежливого общения
1
Мы собрались поиграть
5
Рассматривание картинок, обсуждение проблемного
вопроса.
1
6
Конструирование диалога-конфликта
1
7
Разучивание считалок.
1
8
Игра «Рыбаки»
1
В библиотеке
9
Рассматривание картинок, обсуждение проблемного
вопроса
1
10
Экскурсия в школьную библиотеку.
1
11
11
Ролевая игра «В библиотеке».
1
12
Правил поведения в библиотеке
1
На приёме у врача
4
Рассматривание картинок,
1
13
Обсуждение проблемного вопроса
14
Конструирование возможных диалогов в регистратуре.
1
15
Конструирование возможных диалогов с врачом.
1
16
Ролевая игра «На приёме у врача»
1
«Лисичка со скалочкой»
17
Беседа с опорой на иллюстрацию
1
18
Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой»
1
19
Пересказ с опорой на иллюстрации. Игра «Рассказ по
кругу»
1
20
Инсценирование сказки.
1
Сказки про Машу
21
Актуализация сказки «Маша и медведь»
1
22
Закрепление содержания сказки.
1
23
Актуализация сказки «Три медведя»
1
24
Закрепление содержания сказки.
1
25
Отправляюсь в магазин
25
Рассматривание картинок, обсуждение проблемного
вопроса
1
26
Конструирование возможных диалогов с продавцом.
1
27
Ролевая игра «В магазине».
1
28
Экскурсия в магазин.
1
Телефонный разговор
29
Рассматривание картинок, обсуждение проблемного
вопроса
1
30
Промежуточный контроль. Правил общения по
телефону.
1
31
Сказка К. Чуковского «Телефон».
1
12
32
Ролевые игры «Телефонный разговор».
1
Я — зритель
33
Рассматривание картинок, обсуждение проблемного
вопроса
1
34
Игра « Я дарю тебе билет»
1
35
Моделирование и проигрывание возможных диалогов в
кинотеатре.
1
36
Ролевая игра «Кинотеатр». Правил вежливого зрителя.
1
Какая сегодня погода?
37
Рассматривание картинок, обсуждение проблемного
вопроса
1
38
Беседа «Информация о погоде. Планирование своего
времени»
1
39
Конструирование предложений по теме с опорой на
условные обозначения
1
40
Ролевая игра «Прогноз погоды».
1
«Снегурочка»
41
Знакомство со сказкой « Снегурочка»
1
42
Рассказ по кругу, рассказ с эстафетой.
1
43
Инсценирование сказки.
1
44
Конкурс «Мастер сказки сказывать»
1
Готовим подарок к празднику
45
Коллективная подготовка подарков к празднику 23
февраля .
1
46
Конструирование диалогов вручения подарка и ответной
реплики, моделирование и проигрывание диалогов
1
47
Коллективная подготовка подарков к празднику 8 Марта
1
48
Создание поздравительных открыток.
1
Весенние поздравления
49
Составление поздравлений.
1
50
Тренировочные упражнения в произнесении
поздравлений с различной интонацией
1
13
51
Конструирование диалогов поздравления и ответной
реплики
1
52
Конструирование диалогов вручения подарка и ответной
реплики, моделирование и проигрывание диалогов
1
Весёлый праздник
53
Рассматривание картинок, обсуждение проблемного
вопроса
1
54
Подготовка к ролевой игре «Приём гостей»
1
55
Ролевая игра «Приём гостей»
1
56
Составление рассказа по теме с опорой на сюжетные
картинки, план из ключевых слов.
1
Учимся понимать животных
57
Рассматривание картинок, обсуждение проблемного
вопроса
1
58
Беседа о домашних животный по теме «Интересный
случай»
1
59
Моделирование поведения животных в различных
ситуациях.
1
60
Уход за домашними животными.
1
Поздравляем с Днём Победы!
61
Прослушивание песен, стихов, рассказов о Великой
Отечественной войне.
1
62
Коллективное панно «Поздравляем с Днём Победы!».
1
63
Конструирование устных поздравлений с Днём Победы
1
64
Поздравление с праздником
1
Узнай меня!
65
Рассматривание картинок, обсуждение проблемного
вопроса
1
66
Подготовка к составлению описания внешности человека
1
67
Составление рассказов-описаний о себе и товарищах.
1
68
Итоговый контроль. Игры «Наш портрет», «Рассказ по
кругу».
1
Итого
68
14
4 класс(68 ч.)
Тема урока
№
п/п
Количество
часов
Делимся новостями
1.
Как я провел лето
1
2
Знакомство со стихотворением И. Гамазковой «Прошлым
летом».
1
3
Составление рассказа «Самое интересное событие прошлого
лета».
1
4
Игра «Вопрос за вопрос». Рассказ по рисункам.
1
5
Обобщение темы «Это важно!»
1
Я выбираю книгу
6
Где и как хранятся книги. Свободные высказывания.
1
7
Как нужно обращаться с книгой
1
8
Моя любимая книга
1
9
Обобщение темы «Это важно!»
1
«Подскажите, пожалуйста…»
10
Как ты обращаешься с просьбой
11 Правила обращения к знакомым и незнакомым людям
1
1
12
Ролевая игра по ситуации
1
13
Обобщение темы «Это важно!»
1
Я — пассажир
14
Общественный транспорт и правила поведения в нем.
1
15
Ролевая игра «В автобусе».
1
16
Обобщение темы «Это важно!»
1
«Петушок — Золотой гребешок»
17
Сказка «Петушок-Золотой гребешок». Чтение сказки.
Просмотр иллюстраций.
1
18
Беседа по картинкам. Составление предложений к картинке.
1
15
Выбор интонации.
19
Выбор глаголов. Пересказ сказки по глагольному плану.
1
Сочиняем сказку
20
Что такое «сказка»?
1
21
Составление сказки
1
22
Иллюстрирование сказки
1
23
Обобщение темы «Это важно!»
1
У телевизора
24
Для чего нужен телевизор? Как им управлять?
1
25
Программа телепередач. «Моя любимая программа».
Свободные высказывания.
1
26
Составление своей телевизионной программы на день.
1
27
Обобщение темы «Это важно!»
1
«Лисичка-сестричка»
28
Знакомство со сказкой
1
29
Работа над содержанием сказки
1
30
Чтение сказки по ролям.
1
Новогодние истории
31
Что такое «Новый год»?
1
32
Новогодние сказки
1
33
«Моя новогодняя история»
1
Знаки-помощники
34
Правила дорожного движения
1
35 Дорожные знаки
1
36
Экскурсия «Знаки-помощники в нашем селе».
1
37
Обобщение темы «Это важно!»
1
В гостях у леса
38
Для чего нам нужен лес?
1
39
Творческая работа «Что может нанести вред лесу?».
1
16
40
Составление «Правил вежливого поведения в лесу».
1
41
Обобщение темы «Это важно!»
1
Задушевный разговор
42
Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу».
1
43
Знакомство с рассказами В. Осеевой «Волшебное слово».
1
44
Знакомство с рассказами В. Осеевой «Что легче?», «На
катке» в аудиозаписи
1
45
Обобщение темы «Это важно!»
1
Приглашение
46
Какие бывают приглашения.
1
47
Составление приглашений
1
48
Оформление приглашения на день рождения.
1
49
Какие бывают приглашения.
1
Поздравляю!
50
Какие бывают праздники?
1
51
Составление поздравления
1
52
Поздравительная открытка и подписи к ней.
53
Обобщение темы «Это важно!»
1
Жду письма!
54
Какие бываю письма?
1
55
Откуда и куда идут письма?
1
56
Составление письма другу.
1
57
Обобщение темы «Это важно!»
1
«Извините меня…»
58
За что нужно извиняться?
1
59
Как правильно просить прощения
1
60
Ролевые игры по теме ситуации.
1
61
Обобщение темы «Это важно!»
1
Поздравительная открытка
17
62
Песни, стихи, рассказы о Великой Отечественно войне.
1
63
Рисование праздничных открыток.
1
64
Подписывание открыток поздравлениями.
1
65
Подготовка поздравительных открыток ко Дню Победы!
1
«Во саду ли в огороде»
66 Летние работы в саду и огороде
1
67
Итоговое собеседование.
1
68
Итоговое собеседование.
1
Итого:
68
18