Приложение 3 РП Речевая практика

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Талицкая средняя общеобразовательная школа № 4»

Приложение № 5
к адаптированной общеобразовательной
программе
начального общего образования
МКОУ «Талицкая СОШ № 4»,
утвержденной приказом от 31.05.2019г
№ 24-в/2019од

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
предмета «Речевая практика»
1 – 4 класс

г. Талица

I раздел Планируемые результаты освоения учебного
предмета
Личностными результатами изучения курса «Речевая практика» в
1 -4классе является формирование следующих умений:
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при
поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
проявлять

самостоятельность

в

выполнении

учебных

заданий,

поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе;
определять и высказывать под руководством педагога самые простые
общие для всех людей правила поведения;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и
обществе.
ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение»,
«родина», «природа», «семья».
Предметными результатами изучения курса «Речевая практика»
является формирование следующих умений:
Минимальный уровень:
выполнять по словесной инструкции учителя действия, повторяющиеся
каждый день;
называть предметы и соотносить их с картинками;
употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;
участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка;
правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
2

сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей,
воспитателей, имена ближайших родственников;
понимать содержание детских радио- и телепередач, отвечать на
вопросы по поводу услышанного;
высказывать свои просьбы и желания;
воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинный
или картинно-символический план.
Достаточный уровень:
выполнять задания по словесной инструкции;
участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми
возможностями;
называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой
на иллюстративный материал;
внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;
соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
объяснять, как можно доехать или дойти до школы;
сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей,
воспитателей, имена ближайших родственников;
слушать радио, смотреть телепередачи, отвечать на вопросы
учителя по их содержанию.

3

II раздел Содержание учебного предмета, курса
1.Аудирование. Его содержание нацелено на развитие у детей
способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Выполнение
простых устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных
действиях.

Соотнесение

речи

и

изображения

(выбор

картинки,

соответствующей слову, предложению). Повторение и воспроизведение по
подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание
небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Темы: «Играем в сказку», «Мойдодыр», «Мамины помощники».
2. Дикция и выразительность речь. Ориентирует учителя на отработку у
школьников четкости произношения, эмоциональной выразительности речи.
Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого
дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в
речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Темы: «Мы встречаем Новый Год», «Мир природы», «Наши любимые
животные».
3. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. В
содержание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по
названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, их играми,
взаимоотношениями с окружающими. Речевое и неречевое общение. Правила
речевого общения. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Темы: «Школьная жизнь», «Игры и игрушки», «Я дома».
4. Культура общения. Его содержание нацеливает учителя на проведение
специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами,
служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия.
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени
и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам.
Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые
обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные)
4

обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые
обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику
полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка,
бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой
контакт

с

незнакомым

человеком

без

обращения

(«Скажите,

пожалуйста…»).
Знакомство,

представление,

приветствие.

Формулы

«Давай

познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы
«Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на
приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул
приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или
сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания».
Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству.
Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия:
замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы
«Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи».
Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо».
Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение,

предложение.

Приглашение

домой.

Правила

поведения в гостях.
Поздравление,

пожелание.

Формулы

«Поздравляю

с

…»,

«Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью
обращения по имени и отчеству. Неречевые средства: улыбка, взгляд,
доброжелательность

тона.

Поздравительные

открытки.

Формулы,

сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить
тебе …» и др.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …»,
«Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др. Просьба, совет. Обращение с
просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене.
5

Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к
сверстнику,

к

близким

людям.

Развертывание

просьбы

с

помощью

мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!»,
«Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …». Мотивировка отказа.
Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста».
Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность
как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности.
Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка
благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за
поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас)
поздравляю»). Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с
обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка
извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм
обращения

при

извинении.

Извинение

перед

Обращение и мотивировка при извинении.
Темы: «У нас праздник», «Я и мои товарищи».

6

старшим,

ровесником.

III раздел Тематическое планирование
1 класс(66 ч.)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
2728
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.

Тема урока

Кол-во
часов

Ученик
Класс
Дежурство по классу
Урок и перемена
Режим школьника
Школьные принадлежности
Бережное отношение к учебникам
Покупка школьных принадлежностей
Правила поведения в магазине школьных
принадлежностей
Экскурсия в магазин школьных принадлежностей
Права и обязанности современного школьника
Знакомство во дворе
Что такое вежливость
Я и мои товарищи
Что такое дружба
Мы идём во двор гулять
Составление рассказа "Мои друзья во дворе".
Знакомство в гостях
Правила этикета
Правила поведения в гостях. Приветствие гостей
«Волшебные слова»
Составление рассказа «Как я ходил в гости»
Я принимаю гостей
Готовимся к празднику «Новый год»
Новогодние традиции
Приглашение гостей на Новый год
Ёлочные игрушки

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Украшаем ёлку
Новогодние поздравления
Новый год в странах мира
Новый год
Новогодние чудеса.
Добрый Дедушка Мороз
Поздравления и подарки
В Новом году я обещаю...
Составление рассказа «Как я встретил Новый год

1
1
1
1
1
1
1
1
1

7

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
5354
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.

Зимняя погода
Зимняя одежда
Зимняя обувь
Зимняя прогулка
Зимние виды спорта
Зимние развлечения
Составление рассказа "За что я люблю зиму"
Игрушки
Игрушки народов мира
Я люблю свою игрушку
Правила поведения в магазине игрушек
Магазин игрушек. Экскурсия.
Как вежливо просить о помощи
Домашние дела
Помощники
Стихотворение А.Барто «Помощница»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

Викторина "Помощники"
Рассказ « Как я помогаю дома»
Колыбельные песни
Перед сном
Постельные принадлежности.
Викторина "Сонное царство"
Гигиена перед сном
Составление рассказа «Как я ложусь спать»
Утро вечера мудренее
Доброе утро!
Режим дня школьника
Обобщающий урок

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Итого

66

2 класс(68 ч.)
№
п/п
1
2
3
4
5

Тема урока
Понятие «громкая», «спокойная», «шепотная» речь.
Хоровые упражнения в использовании по заданию
учителя.
Индивидуальные упражнения в использовании голоса.
Индивидуальные упражнения в использовании голоса.
Инсценировка фрагментов сказки «Кошкин дом».
8

Кол-во
часов
1
1
1
1
1

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Обсуждение темы. Подготовка атрибутов.
Активизация, уточнение и обогащение словаря.
Составление, конструирование предложений.
Ролевая игра.
Обсуждение темы. Подготовка атрибутов.
Активизация, уточнение и обогащение словаря.
Составление, конструирование предложений.
Ролевая игра.
Обсуждение темы. Подготовка атрибутов.
Активизация, обогащение и уточнение словаря.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

16
17
18

Составление, конструирование предложений.
Ролевая игра.
Понятие «быстрая», «медленная» речь. Различение на слух
быстрой и медленной речи.
Хоровые упражнения в быстром и медленном
проговаривании слов, предложений.
Хоровые упражнения в быстром и медленном
проговаривании слов, предложений.
Индивидуальные упражнения в быстром и медленном
проговаривании слов, предложений.
Индивидуальные упражнения в быстром и медленном
проговаривании слов, предложений.
Упражнения в произношении стихов, скороговорок,
чистоговорок в различном темпе. Стихотворение
«Телефон».
Упражнения в произношении стихов, скороговорок,
чистоговорок в различном темпе. Стихотворение
«Телефон».
Обсуждение темы рассказа. Подготовка и обсуждение
атрибутов речевой ситуации.
Активизация, уточнение, обогащение словаря по теме.
Составление предложений с опорой на заданную речевую
конструкцию.
Ролевая игра.
Обсуждение темы рассказа. Подготовка и обсуждение
атрибутов речевой ситуации.
Активизация, уточнение, обогащение словаря по теме.

1
1
1

Составление, конструирование разных по содержанию
предложений с опорой на заданную синтаксическую
конструкцию.
Составление, конструирование разных по содержанию
предложений с опорой на заданную синтаксическую
конструкцию.

1

19
20

21
22
23

24

25
26
27
28
29

30
31

32

9

1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1

1

33

Ролевая игра.

1

34
35

Понятие «тон речи».
Хоровые упражнения в передаче чувств с помощью
разного тона речи.
Индивидуальные упражнения в передаче чувств с
помощью разного тона речи.
Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Большой
медведь».
Обсуждение темы рассказа. Подготовка и обсуждение
атрибутов речевой ситуации.
Активизация, уточнение и обогащение словаря по теме.
Составление, конструирование разных по содержанию
предложений с опорой на заданную синтаксическую
конструкцию.
Ролевая игра по теме
Тема рассказа, ее обсуждение. Подготовка и обсуждение
атрибутов речевой ситуации.
Активизация, уточнение и обогащение словаря по теме.

1
1

1

54

Составление предложений с опорой на заданную
синтаксическую конструкцию.
Ролевая игра по теме: «Вежливые слова» (рассказ В.
Осеевой)
Обсуждение темы. Подготовка и обсуждение атрибутов
речевой ситуации.
Активизация, уточнение и обогащение словаря по теме.
Составление предложений на заданную тему.
Ролевая игра по теме: «Разговор по телефону».
Обсуждение темы. Подготовка и обсуждение атрибутов
речевой ситуации.
Активизация, уточнение и обогащение словаря по теме.
Составление предложений на заданную тему.
Ролевая игра по теме: «Я хотел бы попросить» (Б. Заходер
«Муравей»).
Понятия: «мимика, жесты, выражение лица».

55
56
57
58
59

Упражнения с участием мышц, глаз, бровей, губ.
Упражнения с участием мышц, глаз, бровей, губ.
Индивидуальные упражнения.
Индивидуальные упражнения.
Инсценировка сказки К. Чуковского «Цыпленок».

1
1
1
1
1

60

Обсуждение темы. Подготовка и обсуждение атрибутов
речевой ситуации.

1

36
37
38
39
40

41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53

10

1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

61

Активизация, уточнение и обогащение словаря по теме.

1

62

Конструирование предложений на заданную
синтаксическую конструкцию.
Ролевая игра.
Обсуждение темы. Подготовка и обсуждение атрибутов
речевой ситуации.
Активизация, уточнение и обогащение словаря по теме.
Конструирование предложений на заданную
синтаксическую конструкцию.
Конструирование предложений на заданную
синтаксическую конструкцию.
Ролевая игра.
Итого:

1

63
64
65
66
67
68

1
1
1
1
1
1
68

3 класс(68 ч.)
Тема урока

№
урока

Кол-во
часов

Снова в школу!
1

Снова в школу! Беседа с привлечением личного опыта,
ответы на вопросы на основе иллюстраций.

1

2

Вводный контроль. Тестирование. Актуализация
правил приветствия.

1

3

Составление рассказов на тему летнего отдыха.

1

4

Секреты вежливого общения

1

Мы собрались поиграть
5

Рассматривание картинок, обсуждение проблемного
вопроса.

1

6

Конструирование диалога-конфликта

1

7

Разучивание считалок.

1

8

Игра «Рыбаки»

1

В библиотеке
9

Рассматривание картинок, обсуждение проблемного
вопроса

1

10

Экскурсия в школьную библиотеку.

1

11

11

Ролевая игра «В библиотеке».

1

12

Правил поведения в библиотеке

1

На приёме у врача

4

Рассматривание картинок,

1

13

Обсуждение проблемного вопроса
14

Конструирование возможных диалогов в регистратуре.

1

15

Конструирование возможных диалогов с врачом.

1

16

Ролевая игра «На приёме у врача»

1

«Лисичка со скалочкой»
17

Беседа с опорой на иллюстрацию

1

18

Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой»

1

19

Пересказ с опорой на иллюстрации. Игра «Рассказ по
кругу»

1

20

Инсценирование сказки.

1

Сказки про Машу
21

Актуализация сказки «Маша и медведь»

1

22

Закрепление содержания сказки.

1

23

Актуализация сказки «Три медведя»

1

24

Закрепление содержания сказки.

1

25

Отправляюсь в магазин

25

Рассматривание картинок, обсуждение проблемного
вопроса

1

26

Конструирование возможных диалогов с продавцом.

1

27

Ролевая игра «В магазине».

1

28

Экскурсия в магазин.

1

Телефонный разговор
29

Рассматривание картинок, обсуждение проблемного
вопроса

1

30

Промежуточный контроль. Правил общения по
телефону.

1

31

Сказка К. Чуковского «Телефон».

1

12

32

Ролевые игры «Телефонный разговор».

1

Я — зритель
33

Рассматривание картинок, обсуждение проблемного
вопроса

1

34

Игра « Я дарю тебе билет»

1

35

Моделирование и проигрывание возможных диалогов в
кинотеатре.

1

36

Ролевая игра «Кинотеатр». Правил вежливого зрителя.

1

Какая сегодня погода?
37

Рассматривание картинок, обсуждение проблемного
вопроса

1

38

Беседа «Информация о погоде. Планирование своего
времени»

1

39

Конструирование предложений по теме с опорой на
условные обозначения

1

40

Ролевая игра «Прогноз погоды».

1

«Снегурочка»
41

Знакомство со сказкой « Снегурочка»

1

42

Рассказ по кругу, рассказ с эстафетой.

1

43

Инсценирование сказки.

1

44

Конкурс «Мастер сказки сказывать»

1

Готовим подарок к празднику
45

Коллективная подготовка подарков к празднику 23
февраля .

1

46

Конструирование диалогов вручения подарка и ответной
реплики, моделирование и проигрывание диалогов

1

47

Коллективная подготовка подарков к празднику 8 Марта

1

48

Создание поздравительных открыток.

1

Весенние поздравления
49

Составление поздравлений.

1

50

Тренировочные упражнения в произнесении
поздравлений с различной интонацией

1

13

51

Конструирование диалогов поздравления и ответной
реплики

1

52

Конструирование диалогов вручения подарка и ответной
реплики, моделирование и проигрывание диалогов

1

Весёлый праздник
53

Рассматривание картинок, обсуждение проблемного
вопроса

1

54

Подготовка к ролевой игре «Приём гостей»

1

55

Ролевая игра «Приём гостей»

1

56

Составление рассказа по теме с опорой на сюжетные
картинки, план из ключевых слов.

1

Учимся понимать животных
57

Рассматривание картинок, обсуждение проблемного
вопроса

1

58

Беседа о домашних животный по теме «Интересный
случай»

1

59

Моделирование поведения животных в различных
ситуациях.

1

60

Уход за домашними животными.

1

Поздравляем с Днём Победы!
61

Прослушивание песен, стихов, рассказов о Великой
Отечественной войне.

1

62

Коллективное панно «Поздравляем с Днём Победы!».

1

63

Конструирование устных поздравлений с Днём Победы

1

64

Поздравление с праздником

1

Узнай меня!
65

Рассматривание картинок, обсуждение проблемного
вопроса

1

66

Подготовка к составлению описания внешности человека

1

67

Составление рассказов-описаний о себе и товарищах.

1

68

Итоговый контроль. Игры «Наш портрет», «Рассказ по
кругу».

1

Итого

68
14

4 класс(68 ч.)
Тема урока

№
п/п

Количество
часов

Делимся новостями
1.

Как я провел лето

1

2

Знакомство со стихотворением И. Гамазковой «Прошлым
летом».

1

3

Составление рассказа «Самое интересное событие прошлого
лета».

1

4

Игра «Вопрос за вопрос». Рассказ по рисункам.

1

5

Обобщение темы «Это важно!»

1

Я выбираю книгу
6

Где и как хранятся книги. Свободные высказывания.

1

7

Как нужно обращаться с книгой

1

8

Моя любимая книга

1

9

Обобщение темы «Это важно!»

1

«Подскажите, пожалуйста…»
10

Как ты обращаешься с просьбой

11 Правила обращения к знакомым и незнакомым людям

1
1

12

Ролевая игра по ситуации

1

13

Обобщение темы «Это важно!»

1

Я — пассажир
14

Общественный транспорт и правила поведения в нем.

1

15

Ролевая игра «В автобусе».

1

16

Обобщение темы «Это важно!»

1

«Петушок — Золотой гребешок»
17

Сказка «Петушок-Золотой гребешок». Чтение сказки.
Просмотр иллюстраций.

1

18

Беседа по картинкам. Составление предложений к картинке.

1

15

Выбор интонации.
19

Выбор глаголов. Пересказ сказки по глагольному плану.

1

Сочиняем сказку
20

Что такое «сказка»?

1

21

Составление сказки

1

22

Иллюстрирование сказки

1

23

Обобщение темы «Это важно!»

1

У телевизора
24

Для чего нужен телевизор? Как им управлять?

1

25

Программа телепередач. «Моя любимая программа».
Свободные высказывания.

1

26

Составление своей телевизионной программы на день.

1

27

Обобщение темы «Это важно!»

1

«Лисичка-сестричка»
28

Знакомство со сказкой

1

29

Работа над содержанием сказки

1

30

Чтение сказки по ролям.

1

Новогодние истории
31

Что такое «Новый год»?

1

32

Новогодние сказки

1

33

«Моя новогодняя история»

1

Знаки-помощники
34

Правила дорожного движения

1

35 Дорожные знаки

1

36

Экскурсия «Знаки-помощники в нашем селе».

1

37

Обобщение темы «Это важно!»

1

В гостях у леса
38

Для чего нам нужен лес?

1

39

Творческая работа «Что может нанести вред лесу?».

1

16

40

Составление «Правил вежливого поведения в лесу».

1

41

Обобщение темы «Это важно!»

1

Задушевный разговор
42

Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу».

1

43

Знакомство с рассказами В. Осеевой «Волшебное слово».

1

44

Знакомство с рассказами В. Осеевой «Что легче?», «На
катке» в аудиозаписи

1

45

Обобщение темы «Это важно!»

1

Приглашение
46

Какие бывают приглашения.

1

47

Составление приглашений

1

48

Оформление приглашения на день рождения.

1

49

Какие бывают приглашения.

1

Поздравляю!
50

Какие бывают праздники?

1

51

Составление поздравления

1

52

Поздравительная открытка и подписи к ней.

53

Обобщение темы «Это важно!»

1

Жду письма!
54

Какие бываю письма?

1

55

Откуда и куда идут письма?

1

56

Составление письма другу.

1

57

Обобщение темы «Это важно!»

1

«Извините меня…»
58

За что нужно извиняться?

1

59

Как правильно просить прощения

1

60

Ролевые игры по теме ситуации.

1

61

Обобщение темы «Это важно!»

1

Поздравительная открытка
17

62

Песни, стихи, рассказы о Великой Отечественно войне.

1

63

Рисование праздничных открыток.

1

64

Подписывание открыток поздравлениями.

1

65

Подготовка поздравительных открыток ко Дню Победы!

1

«Во саду ли в огороде»
66 Летние работы в саду и огороде

1

67

Итоговое собеседование.

1

68

Итоговое собеседование.

1

Итого:

68

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».