1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы Данная программа имеет четко выраженную физкультурно-спортивную направленность так как способствует развитию физических качеств обучающихся и формированию профессионально-прикладных навыков в пулевой стрельбе из различных положений. Программа составлена на основании следующих нормативных документов: 1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской федерации» 2.Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» 3.Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» 4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» 5.Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 6.Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). 7.Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07 декабря 2018 г., протокол № 3); 8.Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N 1642. 9.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 10.Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.). 11.Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Утверждена Приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467) 12.Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД – 39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». 2 13.Письмо Министерства Просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий». 14.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648 – 20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитание и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». 15.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» 16. Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017 года № 900 – ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 года». 17.Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утв. распоряжением правительства РФ от 24 ноября 2020 года № 3081-р. 18.Стратегия развития физической культуры и спорта Свердловской области на период до 2035 года, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 25 декабря 2019 г. №1001-ПП. 19. Устав учреждения. Актуальность программы – стрелковый спорт в нашей стране является одним из популярных видов спорта. Особенно большой популярностью он пользуется среди молодежи и школьников, которые с увлечением отдают свое свободное время этому замечательному виду спорта. Пулевая стрельба является одним из подвидов стрелкового спорта. Стрельба в этом виде спорта производится из пневматических, малокалиберных и крупнокалиберных пистолетов и винтовок. В России стрельба из различных видов оружия стала массовым видом спорта и имеет два значительных достоинства для здорового образа жизни: способствует улучшению здоровья, отвлекает людей от вредных привычек, укрепляет обороноспособность нашей Родины. Привлечение обучающихся к военно-прикладным видам спорта позволяет отвлечь детей от безнадзорности и вредных привычек, тем самым снизить уровень детской наркомании и преступности. Отличительные особенности программы. Обучающиеся в процессе обучения приобретают навыки обращения с оружием, особо это важно для мальчиков, ведь многим предстоит нести службу в рядах Вооруженных сил России. Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности обучающихся среднего и старшего звена. Программа позволяет развить у обучающихся такие качества, как ловкость, выносливость, терпеливость, аккуратность, коммуникативность, самостоятельность. Привлекательность этой программы еще в том, что у них имеется реальная возможность изучать современное стрелковое оружие и научиться метко стрелять, что крайне важно для будущих защитников Отечества. Содержание программы включает теорию и практику способов ведения стрельбы, разборку и сборку оружия, проведение практических стрельб в пневматическом тире. Изучение программы позволяет обучающимся получить теоретические и практические знания обращения с оружием. 3 Уровень целеполагания и результативности - стартовый. Адресат программы - программа предназначена для обучающихся 5 - 11 классов. Возраст 11 – 17 лет. В возрасте 11-12 лет резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Главная особенность детей в возрасте 13-17 лет: они начинают считать себя взрослыми, постоянно пытаются доказать это окружающим, иногда даже зациклены на этом. Активно проявляется интерес к противоположному полу. Достаточно общительны, начинают отстаивать свою точку зрения. В этот период большое значение приобретает ценностно-ориентированная активность. Объем и срок освоения программы. Срок реализации программы – 1 год. 35 недель. Общее количество часов в год – 70 часов. Форма обучения по программе - очная. Особенности организации образовательного процесса Занятия, предусмотренные данной программой, проводятся в смешанных группах, состоящих из обучающихся разных классов. Состав группы постоянный, количество обучающихся в группе 8 – 12 человек. Режим занятий, форма, периодичность и продолжительность занятий - занятия проходят 1 раз в неделю по 2 (академических, учебных) часа. Продолжительность учебного часа – 40 мин., перерыв 10 мин. На программу принимаются обучающиеся, допущенные школьным врачом к занятиям физической культуре. При реализации программы используются следующие формы занятий: теоретические и практические занятия, беседы, лекции зачеты, игры, изучение документов; подведение итогов проводится в форме соревнований. 1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель программы: создание условий для удовлетворения возникающего стремления обучающихся допризывного возраста к овладению военными знаниями и занятию военно-прикладными видами спорта Задачи программы: Воспитательные: -научить обучающихся разбираться в современном стрелковом и спортивном оружии; -разбирать и собирать автомат Калашникова и пистолет Макарова, а также осуществлять их чистку, смазку, подготовку к бою и постановку на хранение; -устранять возможные неисправности и задержки при стрельбе; -метко стрелять по мишеням из пневматической винтовки на различные расстояния и из различных положений, корректировать стрельбу и вносить поправки; -настраивать прицел, обслуживать и ремонтировать пневматическую винтовку; -определять расстояние до цели глазомерно и по угловым величинам; 4 -готовить ручную осколочную гранату к броску. Метать ручные осколочные гранаты по горизонтальным целям из различных положений и из укрытий. Развивающие: -развивать у обучающихся внимание, усидчивость, глазомер, память, внимательность. -формировать навыки меткой стрельбы из пневматической винтовки на различные расстояния из различных положений. Обучающие: -обучить основам теории стрельбы; материальной части современного стрелкового и спортивного оружия; -истории создания и развития стрелкового оружия России; -мерам безопасности при обращении с оружием и боеприпасами во время учебных стрельб и соревнований; -основам судейства соревнований по стрельбе. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный (тематический) план ДОП «Меткий стрелок» № п/п Наименование раздела, темы Количество часов Формы аттестации/ контроля всего теория практика 2 2 - Наблюдение 10 5 5 8 4 4 Наблюдение, анализ выполнения учебного задания Наблюдение, анализ выполнения учебного задания Наблюдение, анализ выполнения учебного задания 1 Меры безопасности при стрельбе 2 Теоретические основы стрельбы 3 Материальная часть оружия 48 16 32 4 Совершенствование техники и навыков стрельбы из пневматической винтовки 2 - 2 5 Участие в соревнованиях по стрельбе из пневматической винтовки на личное и командное первенство Всего 70 27 43 Рефлексия Содержание программы Тема 1. Меры безопасности при стрельбе. Теория: Вводный инструктаж по ТБ (Техника безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Техника безопасности при заряжении, наводке и выстреле). Закон РФ №150 «Об 5 оружии». ФЗ №53 «О воинской обязанности и военной службе». Стрелковый спорт в России. 2 часа. Тема 2. Теоретические основы стрельбы – 10 часов Теория: Основы стрельбы из стрелкового оружия. Явление выстрела. Образование траектории. Прямой выстрел. Начальная скорость пули. Отдача оружия. Пробивное и убойное действие пули. Прикрытое, поражаемое и мертвое пространство. Способы определения расстояния до цели. Элементы наводки. Выбор цели и точки прицеливания при стрельбе по неподвижным целям. 5 часов Практика: Способы определения расстояния до цели. Элементы наводки. Выбор цели и точки прицеливания при стрельбе по неподвижным целям. Техническое обслуживание, ремонт, чистка и смазка винтовки ИЖ-38. Хранение винтовки. Замена основных частей и механизмов винтовки. Техобслуживание, ремонт, чистка и смазка. Настройка пневматических винтовок. Выверка открытого прицела. Разборка и сборка автомата. Порядок неполной разборки автомата. Порядок сборки после неполной разборки. Снаряжение магазина патронами. Работа частей и механизмов автомата. Принадлежности автомата. Чистка и смазка автомата. Хранение и сбережение автомата. Осмотр и подготовка автомата к стрельбе. Возможные задержки при стрельбе и способы их устранения. 5 часов Тема 3. Материальная часть оружия – 8 часов Теория: Боевые свойства, назначение и общее устройство пневматической винтовки, принцип действия и технические характеристики пневматической винтовки, изучение приемов стрельбы. 4 часа. Практика: Подготовка винтовки стрельбе и правила поведения в тире. Осмотр и подготовка автомата к стрельбе. Возможные задержки при стрельбе и способы их устранения.4 часа. Тема 4. Совершенствование техники и навыков стрельбы из пневматической винтовки – 48 часов Теория: Изучение докладов о получении боеприпасов, готовности к стрельбе и о завершении стрельбы. Доклад о завершении стрельбы. Заряжание винтовки. Заряжание, изготовка к стрельбе из положения сидя за столом с опорой на локоть. Доклады о получении боеприпасов. Прицеливание. Производство выстрела. Заряжание, изготовка, прицеливание, производство выстрела из положения стоя без опоры. Доклады. Изготовка к стрельбе из положения с колена и лёжа с опорой и без опоры. Прицеливание. Производство выстрела. Доклады.16 часов Практика: Приёмы стрельбы из пневматической винтовки. Овладение техникой кучной стрельбы. Овладение техникой кучной стрельбы по мишеням с черным кругом. Овладение техникой меткой стрельбы. 32 часа Тема 5. Участие в соревнованиях по стрельбе из пневматической винтовки на личное и командное первенство – 2 часа Практика: Подготовка к соревнованиям. Участие в соревнованиях на личное первенство. Участие в общешкольных соревнованиях по стрельбе из пневматической винтовки. Анализ соревнований. Участие в районных соревнованиях по стрельбе из пневматической винтовки на личное и командное первенство. 2 часа. 6 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ По завершении освоения программы обучающиеся должны овладеть следующими компетенциями: Личностные: -воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, -знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; -формирование ответственного отношения к учению; -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; -развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира. Метапредметные: -умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; -организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; -работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; -владение основами самоконтроля, самооценки; Предметные: - обеспечение разносторонней физической подготовки стрелков; - формирование специальных качеств, определяющих физкультурно-спортивный рост и успехи в соревнованиях: силовой выносливости, статической выносливости, координирования (движений и внутримышечной), ловкости, скоростных способностей, равновесия, произвольного мышечного расслабления; - усвоение мер безопасности при обращении с оружием и правил поведения в местах проведения стрельб, доведение их выполнения до автоматизма; - изучение и освоение основных элементов техники выполнения выстрела, соединение их в единое действие, закрепление навыка по выполнению целостного выстрела; - совершенствование техники и тактики стрельбы в избранном виде оружия, накопление опыта участия в соревнованиях; формирование умения на основе анализа результатов выступлений вносить коррективы в учебно-тренировочный процесс, цель которого достижение вершин физического совершенства; - совершенствование психических качеств, определяющих успешность овладения техникой и тактикой пулевой стрельбы и выступлений стрелков па соревнованиях. 7 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Количество учебных недель: 35. Продолжительность учебного года составляет 39 недель. Продолжительность учебного года без учета каникул - 35 учебных недель. Учебный процесс реализуется по четвертям, разделенным каникулами. В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме 4 недели. Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул ежегодно устанавливаются годовым календарным учебным графиком, утверждаемым приказом директора учреждения. 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Материально-техническое обеспечение: Персональные компьютеры с программным обеспечением, оснащенные выходом в Интернет; Мультимедийная установка (компьютер, проектор, колонки); Кабинет для пулевой стрельбы Комплекс методических пособий Винтовки пневматические Сейф для хранения оружия Тирные модули с мишенями Пули для стрельбы из пневматического оружия Мишени бумажные (различные) Аптечка медицинская Кадровое обеспечение: Реализация Программы обеспечивается наличием преподавателя, педагога дополнительного образования со средним специальным или высшим образованием, соответствующее профилю преподаваемого предмета. 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Программа рассчитана на один год обучения, в связи с чем промежуточная аттестация не проводится. Текущий контроль проводится в течение учебного года в различных формах: спортивные праздники, конкурсы, товарищеские игры с командами аналогичного возраста, 8 соревнованиях школьного, районного и городского масштабов, судейство на соревнованиях. Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце обучения по программе. Форма проведения итоговой аттестации - сдача контрольных нормативов. Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы и не допускает сравнения его с другими обучающимися. Используется 10- ти балльная система оценки качества освоения программы: - минимальный уровень – 1 балл, - средний уровень – от 2 до 5 баллов, - максимальный уровень – от 6 до 10 баллов. 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Контроль и оценка результатов освоения стрельбы из пневматического оружия осуществляется педагогом в процессе проведения теоретических занятий, выполнения контрольных упражнений, а также соревнований по стрельбе. Для контроля и самоконтроля за эффективностью обучения применяются методы: текущие (наблюдение, оценка промежуточных результатов); тематические (контрольные занятия по стрельбе, промежуточные задания); итоговые (соревнования). Для фиксации образовательных результатов в рамках программы используются: портфолио работ обучающихся; отзывы обучающихся по итогам соревнованиям и итогам обучения. Формы подведения итогов реализации программы: педагогическое наблюдение; педагогический анализ выполнения обучающимися учебных заданий; участие в соревновании; активность обучающихся на занятиях и т.п. Условия выполнения упражнений Индекс упражнения Дистанц ия, м Положение для стрельбы Количество выстрелов Мишени пробное зачетное № Кол-во пробных Время на стрельбу в мин. Кол-во зачетных «Начинающий стрелок» 5 Сидя или стоя с опорой на стол 3 5 4 1 1 Неограничен ное «Юный стрелок» 10 С опорой о стол 6 20 8 2 4 30 мин «Меткий стрелок» 10 Стоя 6 20 8 2 4 45 мин 9 «Снайпер» 10 Стоя. С колена. 6 20 8 2 40 мин 4 Разрядные нормы по стрельбе пулевой: Пневматические винтовки, пули ДН или ДЦ, прицел открытый Индекс упражнения «Начинающий стрелок» «Юный стрелок» «Меткий стрелок» «Снайпер» Положение для стрельбы Дистанция /м Сидя или стоя с опорой на стол (5выстрелов) 5 С опорой о стол. (20 выстрелов) 10 Стоя. (20 выстрелов) Стоя. С колена. (40выстрелов 20/20) (40 выстрелов 20 + 20) 10 10 пол Спортивные разряды переход ной м 40 д 34 3-й 2-й 1-й м 130 150 170 д 122 142 162 м ПО 130 150 д 100 120 140 м 310 330 350 д 300 320 340 2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Настоящий раздел представляет краткое описание методики работы по программе и включает в себя: Особенности организации образовательного процесса – очное; Методы обучения: наглядно-практический, исследовательские методы. Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуальногрупповая и групповая. Формы организации учебного занятия: беседа; практическое занятие. соревнование Профиль деятельности – спортивный; Категории обучающихся – дети без ОВЗ; Педагогические технологии: технология диалогового взаимодействия; технология критического мышления; здоровьесберегающая технология; технология организации самостоятельной деятельности. Алгоритм учебного занятия. По своей структуре – занятие комбинированное, на нем предусматривается смена методов обучения и деятельности воспитанников. 10 В комбинированном занятии можно выделить основные этапы: 1. Организационный момент. 2. Активизация и актуализация ранее изученного материала. 3. Введение в проблему. 4. Практическая занятие. 5. Подведение итогов. Аннотация к дополнительной общеразвивающей программе «Меткий стрелок» Стрелковый спорт является одним из самых массовых видов спорта. Особенно большой популярностью он пользуется среди молодежи и школьников. Стрелковый спорт воспитывает смелость, мужество, решительность, самообладание, целеустремленность, трудолюбие, внимательность, самостоятельность. Доступной формой обучения школьников приемам стрельбы является стрельба из пневматических винтовок. Общеразвивающая программа «Меткий стрелок» носит физкультурно - спортивную направленность. Содержание программы включает теорию и практику способов ведения стрельбы, разборку и сборку оружия, проведение практических стрельб в пневматическом тире. Изучение программы позволяет обучающимся получить теоретические и практические знания обращения с оружием. В области теоретической, технической, тактической и психологической подготовки ставится Цель программы: создание условий для удовлетворения возникающего стремления обучающихся допризывного возраста к овладению военными знаниями и занятию военно-прикладными видами спорта Данная программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами. Программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 11 - 17 лет. Уровень подготовки обучающихся по программе является стартовым. Объем и срок реализации программы – 1 год. Общее количество часов в год – 70 часов. Программа предусматривает текущий контроль: спортивные праздники, конкурсы, товарищеские игры с командами аналогичного возраста, соревнованиях школьного, районного и городского масштабов, судейство на соревнованиях. Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце обучения по программе. Форма проведения итоговой аттестации - сдача контрольных нормативов. Сведения о разработчике программы Куриленко Валерий Егорович, педагог дополнительного образования МКОУ «Талицкая СОШ № 55», высшее образование. Список литературы Нормативные документы: 1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской федерации» 2.Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» 11 3.Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» 4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» 5.Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 6.Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). 7.Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07 декабря 2018 г., протокол № 3); 8.Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N 1642. 9.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 10.Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.). 11.Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Утверждена Приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467) 12.Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД – 39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». 13.Письмо Министерства Просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий». 14.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648 – 20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитание и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». 15.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» 16. Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017 года № 900 – ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 года». 17.Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утв. распоряжением правительства РФ от 24 ноября 2020 года № 3081-р. 12 18.Стратегия развития физической культуры и спорта Свердловской области на период до 2035 года, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 25 декабря 2019 г. №1001-ПП. Для педагога: 1. Аверин А.И., Выдрин И.Ф. Начальная военная подготовка. М.: Просвещение, 1984. 2. «Винтовки и автоматы» (авторы А.Б. Жук, военное издательство 2007г.). 3. Журнал «Военные знания» №2, 2008г. 4. Латчук В. Н., Марков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл. М: Дрофа, 2006. 5. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. 6. Оборонно-спортивные кружки. М.: Просвещение, 1987Стрелковый спорт. 7. Правила соревнований. М., 1977. 8. Юрьев А. Спортивная стрельба. М., 1967 9. Федорин В.Н. Общая и специальная физическая подготовка стрелка-спортсмена. М.: КГАФК, 1995.- 130 с. 10. Федорин В.Н. Методика обучения стрелков-спортсменов на начальном этапе подготовки М.: КГАФК, 1996.- 80 Интернет-ресурсы: 1. http://pwpn.ru/obuchenie/strelba-vintovka.html 2.https://sport-51.ru/article/useful-information/4163-tehnika-strelby-iz-pnevmaticheskoyvintovki.html 3. https://ru.wikihow.com/целиться-из-пневматического-оружия 4. https://sportyfi.ru/strelkoviy-sport/pnevm-pistolet/ 5. https://lastday.club/kak-tselitsya-iz-pistoleta 13 Календарный (тематический) план Время и место проведения занятий – в соответствии с расписанием, утвержденным Директором № Дата Тема занятия п/п Меры безопасности при стрельбе Вводный инструктаж по ТБ. Закон РФ №150 «Об оружии» ФЗ №53 «О воинской обязанности и военной службе». Стрелковый спорт в России. Теоретические основы стрельбы 1. Форма занятия Кол-во часов Форма контроля Усвоение новых знаний Лекция 2 Опрос, наблюдение 2. Основы стрельбы из стрелкового оружия. Усвоение новых знаний 2 Фронтальная беседа, индивидуальная практическая работа 3. Основы стрельбы из стрелкового оружия. Усвоение новых знаний 2 Фронтальная беседа, индивидуальная практическая работа 4. Основы стрельбы из стрелкового оружия. Усвоение новых знаний 2 Фронтальная беседа, индивидуальная практическая работа 5. Основы стрельбы из стрелкового оружия. Усвоение новых знаний 2 Фронтальная беседа, индивидуальная практическая работа 6. Основы стрельбы из стрелкового оружия. Усвоение новых знаний 2 Фронтальная беседа, индивидуальная практическая работа Усвоение новых знаний 2 Фронтальная беседа, индивидуальная практическая работа Материальная часть оружия 7. Боевые свойства, назначение и устройство пневматической винтовки, изучение приемов стрельбы. 8. Подготовка винтовки стрельбе и правила поведения в тире. Закрепление 2 Индивидуальная практическая работа 9. Подготовка винтовки стрельбе и правила поведения в тире. Закрепление 2 Практическая работа 14 10. Подготовка винтовки стрельбе и правила поведения в тире. Закрепление 2 Практическая работа Совершенствование техники и навыков стрельбы из пневматической винтовки 11. Приёмы стрельбы из пневматической винтовки. Актуализация знаний и умений 2 Фронтальная беседа, индивидуальная практическая работа 12. Приёмы стрельбы из пневматической винтовки. Приёмы стрельбы из пневматической винтовки. Овладение техникой кучной стрельбы. Актуализация знаний и умений 2 Практическая работа Актуализация знаний и умений Усвоение новых знаний 2 Практическая работа 2 Фронтальная беседа, индивидуальная практическая работа Овладение техникой кучной стрельбы. Овладение техникой кучной стрельбы. Актуализация знаний и умений Актуализация знаний и умений 2 Практическая работа 2 Индивидуальная практическая работа 17. Овладение техникой кучной стрельбы. Актуализация знаний и умений 2 Индивидуальная практическая работа 18. Овладение техникой кучной стрельбы. Повторный инструктаж по ТБ. Овладение техникой кучной стрельбы по мишеням с черным кругом. Овладение техникой кучной стрельбы по мишеням с черным кругом. Овладение техникой кучной стрельбы по мишеням с черным кругом. Овладение техникой кучной стрельбы по мишеням с черным кругом. Овладение техникой кучной стрельбы по мишеням с черным кругом. Овладение техникой кучной стрельбы по мишеням с черным кругом. Овладение техникой меткой стрельбы Актуализация знаний и умений Усвоение новых знаний 2 Практическая работа 2 Фронтальная беседа, индивидуальная практическая работа Актуализация знаний и умений 2 Практическая работа Актуализация знаний и умений 2 Практическая работа Обобщение и систематизация 2 Индивидуальная практическая работа Обобщение и систематизация 2 Индивидуальная практическая работа Актуализация знаний и умений 2 Практическая работа Усвоение новых знаний 2 Фронтальная беседа, индивидуальная практическая работа Овладение техникой меткой стрельбы Обобщение и систематизация 2 Практическая работа 13. 14. 15. 16. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 15 27. 28. Овладение техникой меткой стрельбы Овладение техникой меткой стрельбы Обобщение и систематизация 2 Практическая работа Актуализация знаний и умений 2 Индивидуальная практическая работа 29. Овладение техникой меткой стрельбы Закрепление 2 Индивидуальная практическая работа 30. Овладение техникой меткой стрельбы Овладение техникой меткой стрельбы Актуализация знаний и умений 2 Практическая работа Обобщение и систематизация 2 Индивидуальная практическая работа 32. Овладение техникой меткой стрельбы Обобщение и систематизация 2 Индивидуальная практическая работа 33. Овладение техникой меткой стрельбы Закрепление 2 Индивидуальная практическая работа 34. Овладение техникой меткой стрельбы Усвоение новых знаний 2 Индивидуальная практическая работа 35. Участие в соревнованиях по стрельбе из пневматической винтовки на личное и командное первенство Актуализация знаний и умений 2 31. Зачет 16 Приложение № 1 ИНСТРУКЦИЯ о мерах безопасности при выполнении упражнений по стрельбе из пневматического оружия I. Общие положения 1. Занятия (стрельбы) в месте, оборудованном для стрельбы, проводятся в соответствии с расписанием занятий и планом кружковой работы. На занятия учащиеся допускаются в составе группы или класса во главе с преподавателем. 2. Ответственность за организацию и проведение стрельб возлагается на преподавателя, осуществляющего подготовку по основам военной службы (тренера), а во время соревнований – на главного судью. 3. Свободные от стрельбы учащиеся находятся в специально отведенном месте и соблюдают установленный порядок. 4. Стреляющие, небрежно обращающиеся с оружием и боеприпасами или нарушающие другие правила безопасности, немедленно отстраняются от стрельбы. II. Обязанности руководителя (тренера) стрельбы 1. Руководитель занятий перед началом стрельбы обязан ознакомиться с настоящими правилами. 2. Проверить исправность пневматического оружия, состояние места, оборудованного для стрельбы, соответствие условий выполнения упражнений. 3. Закончив занятие в отведенное расписанием (графиком) время, привести в порядок место, оборудованное для стрельбы, осмотреть оружие, собрать пульки. III. Обязанности стреляющих 1. Знать и строго соблюдать все команды и меры безопасности при стрельбе. 2. После стрельбы сдать руководителю (тренеру) оставшиеся пульки. В тире запрещается: 1. Проводить стрельбу без преподавателя. 2. Вести огонь из неисправного оружия. 3. Заряжать оружие на огневом рубеже без команды «Заряжай!»и стрелять без сигнала «Огонь!». 17 4. Брать оружие без разрешения руководителя стрельбы. 5. Оставлять на огневом рубеже заряженное и незаряженное оружие с закрытым стволом. 6. Находясь на огневом рубеже, направлять оружие в тыл, в сторону или прицеливаться в мишени, если в направлении расположения мишеней находятся люди. 7. Проводить тренировку в тылу, когда с огневого рубежа ведется стрельба. 8. Находиться на огневом рубеже посторонним лицам, а также учащимся, не занятым стрельбой. Приложение № 2 Инструкция по соблюдению мер безопасности при стрельбе для учащихся 1.Всегда обращайтесь с пневматическим оружием как с заряженным и взведённым. 2. Никогда не направляйте оружие на то, во что не собираетесь стрелять. Ни в коем случае не направляйте оружие на людей! 3. Оружие всегда должно быть направлено стволом в сторону мишеней, при переноске стволом вверх. 4. Никогда не держите палец на спусковом крючке, даже если оружие разряжено и не взведено. 5. Заряжать и взводить оружие можно только на огневом рубеже по команде руководителя стрельбы. 6. Учитывайте возможную траекторию полёта пули при пробитии мишени, при рикошете и при промахе. 7. При стрельбе из винтовки с установленным оптическим прицелом учитывайте, что ось канала ствола находится ниже оси прицела. Возможно попадание пули в близко расположенные предметы, не видимые в прицел или расположенные ниже прицела, но напротив ствола. 8. При прицеливании через телескопический оптический прицел не касайтесь окуляра бровью. Пневматическое оружие обладает отдачей и при выстреле возможна травма брови или глаза. 9. Контролируйте территорию, на которой ведётся стрельба. Особенно при использовании оптического прицела. 10. При стрельбе на короткие (менее 5 метров) дистанции используйте защитные очки. 11. Не передавайте друг другу заряженное и (или) взведённое оружие. 12. Не оставляйте заряженное и (или) взведённое оружие. 13. Старайтесь не оставлять оружие без присмотра. 14. Не прикасайтесь к чужому оружию без разрешения руководителя стрельбы. 15. Не трогайте оружие, если в районе мишеней находятся люди, даже если оружие не взведено и не заряжено. 16. Когда стрельба не ведётся, держите оружие открытым (с открытым затвором), но не взведённым и не заряженным. 18 17. Перед стрельбой проверяйте техническое состояние оружия, затяжку крепёжных винтов. 18. Не разбирайте заряженное и (или) взведённое оружие. 19. Ремонт, настройка и проверка работоспособности оружия производится в специально отведённом месте с соблюдением всех мер безопасности. 20. Беспрекословно выполняйте команды руководителя стрельбы, в противном случае вас отстранят от стрельбы. 19