ДОП Краеведение

1.Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Краеведение - это посредничество между прошлой и будущей жизнью,
проводник культуры и достижений человечества. Изучение родного края,
его быта, культуры и развития является прекрасным источником для
воспитания

духовно-нравственных

и

патриотических

чувств

у

обучающихся. Развитие социальной активности, творческой инициативы в
процессе сбора, исследования, обработки и оформления имеет обширную
воспитательную и познавательную ценность.
Данная программа имеет туристско-краеведческую направленность.
Изучение курса «Краеведения» представляется целесообразным, так как
музей в целом позволяет сохранить историческую память, а изучение
родного края дает практические навыки, позволяет расширить кругозор,
воспитывает духовно-нравственные и патриотические чувства.
Настоящая

программа

разработана

в

соответствии

с

документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании
в Российской федерации»
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4
3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитание и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

2

5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта
"Педагог дополнительного образования детей и взрослых"
6. Устав МКОУ «Талицкая СОШ № 4»
Направленность программы (профиль) общеразвивающей программы:
 туристско-краеведческая
Актуальность

общеразвивающей

программы

определяется

повышением интереса к своему краю, окружающей действительности.
Необходимость

в развитии интересов обучающихся к родному краю

определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания
учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле,
уважению к традициям и культуре своего народа.
Отличительные

особенности

общеразвивающей

программы

заключается в том, что она включает в себя изучение особенностей природы,
растительного и животного мира, знакомит школьников не только с историей
родного края, Урала но и со своеобразием наших городов, показывает их
самобытность, позволяет учащимся пережить сопричастность к ходу
истории. Частично-деятельностный подход, обеспеченный практическими
работами и экскурсиями, расширяет границы исторического пространства.
Адресат общеразвивающей программы: обучающиеся от 10 до 14 лет, 4-8
классы.
Возрастные характеристики обучающихся
Программа «Краеведение» составлена для детей и подростков 10-14
лет и ориентирована на уровень подготовки и возрастные особенности
обучающихся: мощный подъем жизнедеятельности и глубокой перестройкой
организма, физическое созревание человека, и интенсивное формирование
личности, стремление ко всему новому, необычному, желание быть «на
равных» с взрослыми, стремление к активной деятельности. Кроме того, это
самый благоприятный возраст для творческого развития.
В подростковом возрасте происходит в целом

дальнейшее

формирование представлений о природе, обществе, человеке, постижение
3

основ

миропонимания,

норм

морали,

жизненных

ценностей,

обеспечивающих общекультурное развитие личности. В этом возрасте
обучающимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и
различие, определять причину и следствие, познавать окружающий мир.
Ребятам будут интересны занятия по дополнительным общеразвивающим
программам туристско-краеведческой направленности, в ходе которых
можно высказать свое мнение и суждение, приобрести опыт в научной и
поисково-исследовательской деятельности, самому решать проблемы,
отстаивать и доказывать свою правоту, участвовать в экскурсиях, походах по
родному краю.
Режим занятий:
– периодичность и продолжительность занятий;
– общее количество часов в год – 68;
– количество занятий в неделю – 1;
– количество часов в неделю – 2;
– занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа;
– продолжительность учебного часа – 40 минут. Перерыв между
занятиями – 10 минут.
Объем общеразвивающей программы, срок освоения программы:
– Программа рассчитана на 1 год обучения, 34 учебных недель, 68
часов.
Уровень общеразвивающей программы – стартовый.
Формы обучения – очная, групповая.
Особенности

организации

образовательного

процесса:

разновозрастная группа, являющаяся основным составом объединения,
состав группы постоянный, количество детей в группе от 7 до 20 человек.
Виды занятий – беседа, лекция, конференции, практическое занятие
(фотовыставки, выпуск стенгазеты), экскурсия, работа с архивными
данными,

получение

информации

исследовательская деятельность.

4

через

архивы,

проектная

и

Формы проведения результатов – беседа, презентация, практическое
занятие
1.2. Цели и задачи общеразвивающей программы
Цель дополнительной общеразвивающей программы: удовлетворение
индивидуальных

потребностей

обучающихся

в

интеллектуальном,

нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также обеспечение
духовно-нравственного,

гражданско-патриотического

воспитания

обучающихся.
Задачи дополнительной общеразвивающей программы:
Обучающие:
1.познакомить обучающихся с историей родного края, его образованием и
развитием, с материальными и духовными богатствами;
2.дать первичные знания о родном крае, развивать интерес к истории.
Развивающие:
1. развивать интеллектуальные способности и интересы обучающихся в
области краеведения и музееведения;
2. побудить обучающихся к исследовательской и творческой деятельности,
способствовать расширению кругозора и социализации личности;
3. развивать коммуникативные навыки в процессе самостоятельной работы,
работы в группах, участия в обсуждениях.
Воспитательные:
1. воспитывать бережное отношение к истории, культуре и природе;
2.самореализация и самоутверждение личности, способной к творческому
самовыражению.

5

1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план

№
п/п
1

2
3
4
5

6

7
8
9
10
11
12

Количество часов
Тема занятия
всего
1. Вводное занятие. Цели и задачи
краеведческого кружка
2. Введение в музееведение.
2.1. Музееведение в системе наук.
История музейного дела.
2.2.История создания музея в
России.
2.3.Типы и виды музеев.
Функции музеев.
2.4.Основы
школьного
музееведения.
Музейная
терминология.
2.5.Музеи города Талица, поселка
Троицкий. Экскурсия в Троицкий
историко-краеведческий музей и
музей разведчика Н.И. Кузнецова в
г. Талица
3. Школьный музей.
3.1. История создания школьного
музея. Основатели музея.
3.2. Актив школьного музея. Совет
и актив школьного музея.
3.3. Планирование работы музея.
3.4.
Экскурсионная
работа
школьного музея.
3.5. Школьный музей в системе
образования. Основные признаки
школьного музея. Его функции.
3.6. Знакомство с «Положением о
школьном музее».
4. Краеведение

13 4.1. Краеведческая деятельность
14

4.2. Краеведение
родном крае.

как

наука

о

6

теория

2

1

10

5

2

1

2

1

2

1

практика
1
5
1

Форма
аттестации и
контроля
анкетирование

беседа

1

беседа

1

беседа

1
2

опрос

1
1

2

1

12

6

2

1

2

1

2

1

2

1

беседа

6
1

опрос

1

деловая игра

1
1

беседа
беседа

1
2

1

2

1

8

4

2

1

2

1

беседа
1
4
1
1

беседа
беседа
реферат

15
16

17

18
19
20
21
22
23
24
25

4.3. Понятие о краеведении
(особенности,
предмет,
направления).
4.4. Источники краеведческих
знаний.
5. История родного края
5.1.История родного края. История
города.
5.2.История
возникновения
и
развитие Талицкого района и
деревень в 18-19 вв
5.3. Становление Советский власти.
Создание колхозов в 20-30 -е годы
20 века
5.4.История школы. Ветераны
педагогического труда.
5.5. «Славен человек трудом» орденоносцы села.
5.6. Я помню подвиг прадеда.
5.7.Человек
–
легенда
Н.И.Кузнецов.
5.8.Детство опаленное войной.
5.9. Тыл- Урал (Талица)
6. Наука генеалогия
6.1. Наука генеалогия. Виды
родословной.

6.2.Генеалогическое древо своей
26
семьи.
27
28
29
30
31
32

6.3.Практическое
занятие «Создание родословной»
6.4.История одной фотографии. О
чем могут рассказать семейные
реликвии.
6.5.Моя семья – конкурс стихов,
сочинений. Защита проекта
7. Экспозиции и экспонаты
7.1. Экспозиции школьного музея.
7.2.Экспонат – главная структурная
единица экспозиции
7.3.Они расскажут свои истории.
Экспозиции и выставки.

8.Учет и
33 школьного
фондах

хранение фондов
музея. Понятие о
музея
Учетная
7

1
2

1

2

1

18

9

2

1

беседа
1
9
1
1

2

беседа

викторина

1
1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2
2
10

1
1
5

2

1

2

1

2

1

проект
1

опрос

1

презентация

1
1

проект

1
1
5
1

проект
опрос

1

составление
древа

1

проект

беседа

опрос

1
2

1

2

1

6
2

3
1

2

1

2

1

презентация
1

конкурс

3
1
1

беседа

1

беседа

беседа

1
2

1

беседа

документация школьного музея.
Правила хранения музейной
документации.
34

9. Итоговое занятие. Викторина
«Знатоки родного края»
Итого часов

2

1

68

34

1

викторина

34

Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие (2ч.)
Теория 1ч., Практика 1ч.
Теория: Постановка целей и задач работы кружка «Краеведение».
Анкетирование воспитанников с целью выявления базовых знаний

и

уточнения их интересов и пожеланий. Инструктаж по правилам безопасного
поведения на занятиях детского объединения. Краеведение как наука о
родном крае. Понятие краеведение. Цели, задачи. Предмет исследования.
Направления краеведения: историческое, географическое, биологическое,
литературное и др.
Что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) Родина? Карта своей
местности (области, района, села). Основные населенные пункты района.
Знаменитые места. Границы края: родной дом-школа-село; город-районобласть. Родной край – часть России, частица мира. История своего села.
История школы.
Практика: Ознакомление с музеем своего ОУ. Заполнение учащимися
анкеты «Что я знаю о родном крае?» (Приложение № 1).
Знание правил безопасного поведения на занятиях детского объединения.
2. Введение в музееведение. (10ч.)
Теория 5 ч., Практика 5 ч.
Расписать по занятиям:
2.1. Музееведение в системе наук. История музейного дела.
Теория: Понятие «музей». История музейного дела. Составные части музея.
Музей – институт социальной памяти. Музей – научная организация или
центр досуга. Музей в современном мире.
Практика: Знакомство по литературе, иллюстрациям, фото и
киноматериалам с изучаемыми музеями.
8

2.2. История создания музея в России.
Теория: История создания музея в России. Первые музеи в России. Первые
общедоступные музеи. Эрмитаж. Галерея Третьякова. Музеи в ХХ веке.
Музеи советской эпохи. Музеи в конце ХХ – начале ХХ1 вв. Музеи на службе
человека. Новые возможности музея.
Практика: Знакомство по литературе, иллюстрациям, фото и
киноматериалам с изучаемыми музеями.
2.3. Типы и виды музеев. Функции музеев.
Теория: Типы и виды музеев. Функции музеев. Классификация музейных
предметов. Коллекционирование древностей.
Практика: Знакомство по литературе, иллюстрациям, фото и
киноматериалам с изучаемыми музеями.
2.4.Основы школьного музееведения. Музейная терминология.
Теория: Основы школьного музееведения. Музейная терминология.
Практика: Знакомство по литературе, иллюстрациям, фото и
киноматериалам с изучаемыми музеями. Составление, корректирование,
дополнение словарика музейных терминов.
2.5. Музеи города Талица, поселка Троицкий.
Теория: Музеи города Талица, поселка Троицкий (музей разведчика
Н.И.Кузнецова и историко-краеведческий музей). Комплектование фондов
музея.
Практика Экскурсия в историко-краеведческий музей п. Троицкий и музей
разведчика Н.И.Кузнецова в г. Талица с целью знакомства комплектования
фондов музея. Встреча с музейными работниками. Составление,
корректирование, дополнение словарика музейных терминов.
Мониторинг качества знаний
Знание основных этапов истории музейного дела в России.
3. Школьный музей. (12ч.)
Теория 6 ч., Практика 6 ч.
3.1. История создания школьного музея. Основатели музея.
Теория: Специфические особенности школьного музея. Роль и место музея в
образовательном учреждении. Какой музей нужен школе? Школьный музей
в музейной сети страны. Чем отличается школьный музей от музея
государственного. Нормативная база.
9

Практика: Знакомство по презентациям со школьными музеями Талицкого
района.
3.2. Актив школьного музея. Совет и актив школьного музея.
Теория: Детское самоуправление. Распределение обязанностей в совете
музея. Актив школьного музея. Совет и актив школьного музея.
Практика: Деловая игра «Проектирование музея».
3.3. Планирование работы музея.
Теория: Планирование работы музея.
Практика: Составление плана работы музея.
3.4. Экскурсионная работа школьного музея.
Теория: Экскурсионная работа школьного музея.
Практика: Составление плана проведения экскурсий в музее.
3.5. Школьный музей в системе образования. Основные признаки
школьного музея. Его функции.
Теория: Школьный музей в системе образования. Основные признаки
школьного музея. Его функции.
Практика: Экскурсия в школьный музей.
3.6.Знакомство с «Положением о школьном музее».
Теория: «Положение о школьном музее». Паспортизация школьных музеев.
Координация работы с музеями Талицкого района. Творческий союз
взрослых и детей – залог успеха.
Практика: Составление, корректирование, дополнение словарика музейных
терминов.
Мониторинг качества знаний
Знание основных этапов истории музейного дела в России.
4. Краеведение. (8ч.)
Теория 4ч., Практика 4ч.
4.1. Краеведческая деятельность школьного музея.
Теория: Краеведение – краеугольный камень деятельности школьного музея.
Музей – хранитель местной истории. Историческое краеведение, его
значение и сущность. Памятники истории и культуры как объекты
краеведческой деятельности (памятные места, мемориалы и др.). Охрана
10

памятников истории и культуры. Виды памятников, находящихся под
охраной государств.
Практика: Обзорная экскурсия по достопримечательностям г. Талица.
4.2. Краеведение как наука о родном крае.
Теория: Направления по тематико-хронологическому признаку факторов
местной истории: истории края, его военное прошлое, современная история,
археологическое изучение края. Замечательные земляки.
Практика: Реферат
4.3. Понятие о краеведении (особенности, предмет, направления).
Теория: Предмет, виды краеведения.
Практика: Участие в краеведческой работе. Выбор темы исследования.
4.4. Источники краеведческих знаний.
Теория: Источники краеведческих знаний: архивные документы,
этнографическая, историческая литература по родному краю, фольклор,
периодическая печать.
Практика: Участие в краеведческой работе. Выбор темы исследования.
Работа с источниками. Подготовка рефератов, докладов и др.
Мониторинг качества знаний
Выступление на краеведческой конференции.
5. История родного края. (18ч.)
Теория 9ч., Практика 9ч.
5.1. История родного края. История города.
Теория: Что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) Родина? Карта
своей местности (области, района, села). Заселение земли Талицкой:
коренные жители и их основные занятия. Основные события ХУ111-Х1Х
вв., происходившие в г. Талица.
Знаменитые места. Границы края, их условность и подвижность: родной
дом-школа с ближайшими окрестностями - село; город-район-область.
Родной край – часть России.
Практика: Экскурсия по главным улицам города (знакомство с
историческими зданиями, домами). Описание местоположения населенного
пункта, состав и характеристика населения.
5.2.История возникновения и развитие г. Талица и деревень в 18-19 вв.
Теория: Возникновение сел и деревень и происхождение названий
населенных пунктов волости. Развитие сельского хозяйства, народного
образования и здравоохранения в городе.
Практика: Викторина «Знаете ли вы свой край?» (Приложение № 2).
11

5.3. Становление Советский власти. Создание колхозов в 20-30 -е годы
20 века.
Теория: Создание колхозов в 20-е-30-е годы 20 века.
Практика: Защита проекта.
5.4. История школы. Ветераны педагогического труда.
Теория: Ветераны педагогического труда, мой первый учитель, мой выпуск,
мои родители – выпускники школы.
Практика: Сбор материала (фотографий) об учителях Ветеранах труда,
сочинение или рассказ об учителе/выпускниках.
5.5. «Славен человек трудом»- орденоносцы села.
Теория: Выдающиеся люди нашего села.
Практика: Сбор материала (фотографий) об
Презентация «Славен человек трудом».
5.6. Я помню подвиг прадеда.
Теория: Я помню подвиг прадеда.
Практика: Сбор материала (фотографий) об
Отечественной войны. Защита проекта.

орденоносцах

участниках

села.

Великой

5.7. Человек-легенда Н.И. Кузнецов.
Теория: Человек-легенда Н.И. Кузнецов.
Практика: Просмотр фильмов о легендарном разведчике Н.И. Кузнецове.
5.8. Детство, опаленное войной.
Теория: Детство опаленное войной.
Практика: Сбор материала (фотографий) о детях войны. Защита проекта.
5.9. Тыл-Урал (Талица)
Теория: Тыл-Урал (Талица)
Практика: Сбор материала (фотографий) о тружениках тыла в Великую
Отечественную войну.
6. Наука генеалогия. (10ч.)
Теория 5ч, Практика 5ч.
6.1. Наука генеалогия. Виды родословной.
Теория: Понятие «Генеалогия», «Родословие». Виды родословной.
12

Практика: Индивидуальная работа с каждым учащимся по составлению
родословной.
6.2 . Генеалогическое древо своей семьи.
Теория: Генеалогическое древо своей семьи. Терминология родства.
Практика: Индивидуальная работа с каждым учащимся по составлению
родословной.
6.3. Практическое занятие «Создание родословной»
Теория: Генеалогический паспорт своей семьи.
Практика: Защита проекта
6.4. История одной фотографии. О чем могут рассказать семейные
реликвии.
Теория: О чем могут рассказать семейные реликвии.
Практика: Презентация «Моя семья».
6.5.Моя семья-конкурс стихов, сочинений. Защита проекта.
Теория: Моя семья-конкурс стихов, сочинений.
Практика: Защита проекта.
7. Экспозиции и экспонаты. (6ч.)
Теория 3ч., Практика 3 ч.
7.1. Экспозиции школьного музея.
Теория: Экспозиции школьного музея.
Концепция и художественный замысел экспозиции. Экспозиция
коллективный труд.
Практика: Знакомство с экспозициями и выставками школьного музея.

–

7.2.Экспонат – главная структурная единица экспозиции.
Теория: Экспонат – главная структурная единица экспозиции. Можно ли
трогать экспонаты?
Практика: Знакомство с экспозициями и выставками школьного музея
7.3. Они расскажут свои истории. Экспозиции и выставки.
Теория: Экспозиция и выставка. Возможности организации экспозиции и
выставки в условиях школы.
Практика: Знакомство с экспозициями и выставками школьного музея.
Мониторинг качества знаний
13

Участие в работе по созданию и обновлению экспозиции, выставки.
8. Учет и хранение фондов школьного музея. Понятие о
фондах музея. Учетная документация школьного музея.
Правила хранения музейной документации. (2ч.)
Теория 1ч., Практика 1 ч.
Теория: Понятие о фондах музея. Состав (структура) фондов. Основной фонд
и научно-вспомогательный фонд. Учетная документация школьного музея.
Книга поступлений – основной документ учета музейных предметов.
Практика:
Заполнение
музейной
документации.
Проведение
инвентаризации экспонатов школьного музея.
Мониторинг качества знаний:
Знание основных правил учета и хранения фондов школьного музея.
Умение заполнять музейную документацию.
9. Итоговое занятие. Викторина «Знатоки родного края» (2ч.)
Теория 1ч., Практика 1 ч.
Теория: Подведение итогов учебного года. Посвящение воспитанников
1 года обучения в «активистов школьного музея».
Практика: Викторина «Знатоки родного края» (Приложение № 3).

1.4. Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
. способен сознательно организовать и регулировать свою деятельность –
учебную, общественную и др.;
. владеет умениями работать с учебной и внешкольной информацией
(анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план,
тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.),
использовать современные источники информации, в том числе материалы
на электронных носителях;
. способен решать творческие задачи, результаты своей деятельности в
различных формах (эссе, презентации, реферат и др.);

14

. сотрудничает с соучениками, коллективной работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
. активно участвует в краеведческих и исторических конкурсах, олимпиадах,
массовых мероприятиях.
Личностные результаты :
. осознает свою идентичность как гражданина страны, члена семьи,
этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
. освоил гуманистические традиции и ценности современного общества;
.осмыслил социально-нравственного опыт предшествующих поколений,
способен к определению своей позиции и ответственному поведению в
современном обществе;
. понимает культурное многообразие мира, проявляет уважение к культуре
своего и других народов, толерантен.
Предметные результаты:
. владеет представлениями об историческом пути народов своей страны как
необходимой основе для миропонимания и познания современного
общества;
. способен применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и
явлений прошлого и современности;
. может изучать и систематизировать информацию из различных
исторических и современных источников, раскрывая ее социальную
принадлежность и познавательную ценность;
. имеет опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний
личностей в истории родного края и своей страны;
. готов применять исторические знания для выявления и сохранения
исторических и культурных памятников своего родного края и страны.

15

16

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график.
Продолжительность учебного года составляет 34 недель.
Учебный процесс организуется по учебным четвертям, разделенным
каникулами. В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме
28дней
Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул
ежегодно устанавливаются годовым календарным учебным графиком,
утверждаемым приказом директора учреждения.
Календарный учебный график на 2023-2025 учебный год
Продолжительность каникул
Дата начала Продолжительность
окончания каникул
в днях
Осенние
с 1 по 10 ноября 2024 года
10
Зимние
с 25 декабря 2024 года по 7 января
14
2025 года
Весенние
с 23 по 30 марта 2025 года
8
Летние
с 1 июня по 31 августа 2025 года
92

2.2. Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение:
- столы и стулья;
- компьютер – 1 шт.;
- принтер – 1 шт.;
- переносной мультимедиа-проектор – 1 шт.;
- переносной экран – 1 шт.;
- телевизор – 1 шт.
Информационное обеспечение–материалы интернета, сайты по
краеведению.
- кадровое обеспечение - педагог дополнительного образования с
образованием не ниже среднего профессионального, любой
квалификационной категории.
- методические материалы –
Практическая работа реализуется в таких формах как:
17

- экскурсии;
- экспедиции по населенным пунктам Талицкого района;
- встречи с тружениками тыла, участниками -ветеранами локальных войн,
народными умельцами, интересными людьми Талицкого городского округа;
- интеллектуально-познавательные игры, конкурсы, викторины;
- научно-исследовательская и проектная работа;
- работа с архивными документами;
- анкетирование.
Основные формы и методы обучения и воспитания:
- словесные: рассказ, беседа, лекция;
- наглядные: иллюстрации, демонстрации, показ;
- практические: исследования, эксперименты, экскурсии;
- индивидуальные, групповые, поисковые;
- стимулирование, ситуация успеха, контроль и самоконтроль.
Дидактические материалы:
- карты «Свердловская область», «Талицкий район»,
«город Талица»;
- фотографии г. Талица, мероприятий, замечательных земляков в разные
периоды времени;
- документы, материалы периодической печати по истории, краеведению,
культуре родного края.

2.3. Формы аттестации

18

Способы определения результатов: педагогическое наблюдение,
тестирование, собеседование, викторины, участие в районных конкурсах.
Результаты

учебно-воспитательной

деятельности

отслеживаются

путем проведения входного, промежуточного и итогового этапов аттестации
обучающихся.
В ходе проведения входного этапа аттестации осуществляется:
прогнозирование возможностей (совместно с детьми) успешного обучения
на данном этапе; оценка дидактической и методической подготовленности.
Формы проведения входного этапа аттестации – это тестирование
(выявление уровня знаний теоретического материала путем выбора из
предложенного правильных ответов). Максимальное количество баллов по
вопросам – 5 баллов: -6-5- правильных ответов – 5 баллов;
-4-3- правильных ответа – 4 балла;
-2-1- правильный ответ – 3 балла.
Промежуточная аттестация проводится в середине учебного года,
целью которой является подведение промежуточных итогов обучения,
оценка

успешности

продвижения

учащихся.

Формы

проведения:

интеллектуально- познавательные игры породному краю, викторины.
Для контроля и оценки знаний и умений по Программе используются
индивидуальная

и фронтальная устные проверки, письменные работы

(тестовые задания), викторины.
Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором
участвуют учащиеся всего объединения. Педагог подготавливает серию
вопросов по конкретной теме, на которые учащиеся дают короткие
обоснованные ответы.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические
особенности: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
- Рассказ-описание (ребенок дает последовательное, логическое
описание объекта, явления или события. При оценке этого вида рассказа
учитываются

полнота

раскрытия

19

вопроса,

выделение

наиболее

существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего
отношения к описываемому предмету);
- Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно
обобщить

полученные

следственные,

знания,

правильно

пространственные

и

временные

установить
связи,

причинно

использовать

приобретенные знания в нестандартной ситуации.
При письменной проверке знаний используются тестовые задания
или викторины. Все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка
выставляется в соответствии процентам выполнения задания:
-90% и более –5 баллов;
-75-89% - 4 балла;
-51-74% - 3 балла;
-менее 50% - 2 балла.
Итоговая аттестация проводится в конце учебного года (подведение
итогов завершающегося года обучения: анализ результатов обучения; оценка
успешности усвоения учащимися учебной программы; анализ действий
педагога).
Формами проведения итоговой аттестации являются:


интеллектуально-познавательные игры «Знатоки родного края»;

 тестирование;
 творческий отчет (фотоконкурс - выставки, защита проектов,
исследовательских работ и др.).

20

2.4. Оценочные материалы
Определение результатов обучения по дополнительной
общеобразовательной программе
Показатели
Критерии
Степень
(оцениваемые
выраженности
параметры)
оцениваемого
качества
1. Теоретическая подготовка ребенка
1.1. Теоретические Соответствие
Минимальный уровень
знания
(по теоретических
(ребенок овладел менее
основным
знаний
ребенка чем 1/2 объема знаний,
разделам
программным
предусмотренных
программы)
требованиям
программой);
Средний уровень (объем
усвоенных
знаний
составляет более 1/2)
Максимальный уровень
(ребенок
освоил
практически весь объем
знаний,
предусмотренных
программой
за
конкретный период)
1.2.
Владение Осмысленность и Минимальный уровень
специальной
правильность
(ребенок, как правило,
терминологией
использования
избегает употреблять
специальной
специальные термины);
терминологией
Средний
уровень
(ребенок
сочетает
специальную
терминологию
с
бытовой)
Максимальный уровень
(специальные термины
употребляет осознанно
в полном соответствии
с их содержанием)
Вывод:
Уровень
Низкий
теоретической
Средний
подготовки
Высокий
2. Практическая подготовка ребенка.
2.1. Практические Соответствие
Минимальный уровень
умения и навыки, практических
(ребенок овладел менее
предусмотренные умений и навыков чем
1/2,
программой
(по программным
предусмотренных
основным
требованиям
умений и навыков);
21

Баллы

3

7

10

3

7

10

До 9
10-14
15-20
2

разделам учебнотематического
плана программы)

Средний уровень (объем
усвоенных умений и
навыков
составляет
более 1/2)
Максимальный
уровень(ребенок
овладел практически
всеми умениями и
навыками,
предусмотренными
программой
за
конкретный период)
2.2.
Владение Отсутствие
Минимальный уровень
специальным
затруднений
в (ребенок испытывает
оборудованием и использовании
серьезные затруднения
оснащением
специального
пр
работе
с
оборудования
и оборудованием);
оснащения
Средний
уровень
(работает
с
оборудованием
с
помощью педагога)
Максимальный уровень
(работает
с
оборудованием
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей)
2.3.Творческие
Креативность
в Начальный
навыки
выполнении
(элементарный уровень
практических
развития
заданий
креативности (ребенок
в состоянии выполнить
лишь
простейшие
задания педагога);
Репродуктивный
уровень (выполняет в
основном задания на
основе образца)
Творческий
уровень
(выполняет
практические задания с
элементами творчества)
Вывод:
Уровень
Низкий
практической
Средний
подготовки
Высокий
3. Общеучебные умения и навыки ребенка
22

3

7

2

3

7

2

3

7

До 6
7-14
15-21

3.1.
Учебнокоммуникативны
е умения:
3.1.1.
Умение
слушать и слышать
педагога
3.1.2.
Умение
выступать перед
аудиторией

Адекватность
восприятия
информации,
идущей
от
педагога
Свобода владения
и подачи ребенком
подготовленной
информации
Самостоятельност
ь в построении
дискуссионного
выступления,
логика
в
построении
доказательств
Способность
самостоятельно
готовить
свое
рабочее место к
деятельности
и
убирать за собой
Соответствие
реальных навыков
соблюдения
правил
безопасности
программным
требованиям

Уровни - По аналогии с
п. 3.1.1.

3
7
10

Уровни - По аналогии с
п. 3.1.1.

3
7
10

Уровни - По аналогии с
п. 3.1.1.

3
7
10

Уровни - По аналогии с
п. 3.1.1.

3
7
10

Минимальный уровень
(ребенок овладел менее
чем 1/2 объема навыков
соблюдения
ПБ,
предусмотренных
программой);
Средний уровень (объем
усвоенных
навыков
составляет более 1/2)
Максимальный уровень
(ребенок
овладел
практически весь объем
навыков,
предусмотренных
программой
за
конкретный период)
3.2.3.
Умение Аккуратность
и Удовлетворительно
аккуратно
ответственность в Хорошо
выполнять работу работе
Отлично
Вывод:
Уровень
Низкий
общеучебных
Средний
умений и навыков Высокий

3

3.1.3.
Умение
вести полемику,
участвовать
в
дискуссии

3.2.
Учебноорганизационные
умения и навыки:
3.2.1.
Умение
организовать свое
рабочее место
3.2.2.
Навыки
соблюдения
в
процессе
деятельности
правил
безопасности

23

7

10

3
6
9
До 18
19-41
42-59

Заключение

Результат
Низкий
обучения ребенка Средний
по
Высокий
дополнительной
образовательной
программе

24

До 46
47-89
90-100

Аннотация
Разработчик: Палицына Галина Николаевна – педагог дополнительного
образования, МКОУ «Вновь-Юрмытская СОШ».
Направленность программы: туристско-краеведческая. Уровень программы –
стартовый.
Цель: удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в
интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также
обеспечение
духовно-нравственного,
гражданско-патриотического
воспитания
обучающихся
Основные задачи:
–приобретение учащимися знаний о родном крае –Вновь-Юрмытской земле;
- формирование гражданского самосознания юных краеведов через воспитание духовнонравственных ценностей и традиций родного края;
- развитие интеллектуальных способностей и интересов школьников в области
краеведения и музееведения.
Адресат программы: дети и подростки 10-14 лет.
Программа рассчитана на 1 год обучения, общее количество часов - 68, 34 учебные
недели.
Режим занятий:
один раз в неделю по 2 часа;
количество занятий в неделю – 1;
количество часов в неделю – 2;
продолжительность учебного часа – 40 минут;
Форма реализации– очная.
Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребенок не знает
истории своего рода, своей фамилии, своей малой родины.
Через комплекс краеведческих занятий у школьников формируется историческое
сознание, воспитывается любовь к родной земле, ответственность за её судьбу. Всё это
составляет прочную основу нравственного воспитания детей, формирует активную
жизненную позицию, воспитывает уважительное отношение к своей этнической культуре.
В качестве исследователей дети могут активно собирать и изучать краеведческий
материал, встречая широкую поддержку родителей, жителей села, местных органов
управления, смогут проявить реальную заботу о памятниках культуры и о сохранении
культуры своего родного края.
Планируемые результаты Программы «Краеведение»:
1. Работать с различными источниками краеведческой информации;
2. Правильно пользоваться музейной терминологией;
3. Применять полученные знания на практике;
4. Работать в группе и индивидуально;
5. Грамотно пользоваться речью как устной так и письменной;
6. Уметь адаптировать текст для предполагаемых слушателей;
7. Ориентироваться в экспозиционно-выставочном материале.

2.5. Сведения о разработчике
Палицына Галина Николаевна – педагог дополнительного образования,
образование среднее профессиональное, педагогическое.

25

Список литературы
Список нормативно-правовых документов
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в
Российской федерации»
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
5. Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому
развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. №
16).
6. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на
заседании проектного комитета по национальному проекту
"Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
7. Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная
постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N 1642.
8. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
9. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и
науки Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.).
10.Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Утверждена Приказом Министерства просвещения
РФ от 03.09.2019 № 467)
11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4
3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитание и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
12. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта
"Педагог дополнительного образования детей и взрослых"

26

13. Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017 года
№ 900 – ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Свердловской области до 2025 года».
14. Устав МКОУ «Талицкая СОШ № 4».

Список литературы
1. Балашова Т.В. Фонды школьного музея. Екатеринбург, 1998.
2. Благово Н.В. Юному краеведу-исследователю. С-Петербург, 2005.
3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников.
М.Просвещение, 2010.
4. Дмитриева Л.П. Создание экспозиции школьного музея. Казань, 2000.
5. Казьмина Е.Г. Программа ДО «Школа юного экскурсовода». М., 2000.
6. Константинов Ю.С., Слесарева Л.П. Туристско-краеведческая
деятельность в школе: учебно-методическое пособие.
М.:ГОУМосгорСЮТур, 2011.
7. Крейденко В.С. Методика составления родословной. М., 2001.
8. Мазыкина Н.В. Патриотическое воспитание детей. М., 2003.
9. Музееведение. Музеи исторического профиля / Под ред. К.Г.Левыкина,
В.Хербста. М.: Высшая школа, 1988.
10. Огоновская И.С. Азбука исследования. Екатеринбург: Сократ, 2008.
11. Образовательная программа по краеведению. С-Петербург, 1993.
12. Поспелов Е.М. Школьное краеведение. М., 1993.
13. Скоков В.А. Историческое краеведение. Екатеринбург, 1998.
14. Чуманов А. и др. «Малахитовая провинция». Екатеринбург, 2001.
15. Гребенкин В.В. «Талицкий край – провинция Зауралья», Талица, 2019.
16. Добышев В.И. «Наследие,Я на этой земле родился» кн.2, Талица, 20162017.
Список литературы для обучающихся и родителей
1. Бажовская энциклопедия / Под ред. В.В.Блажес, М.А.Литовская.
Екатеринбург: ИД «Сократ», 2007.
27

2. Власов А.А. На фронтовых путях-дорогах. Арти-Пермь, 2012.
3. Власова Т.П. Вспоминая войну необъявленную. Ставрополь, 2006.
4. Грабарь И. Для чего надо охранять и собиратьсокровища искусства и
старины. М., 1998.
5. Калистратова Э.А. Как найти корни своего рода. Екатеринбург. 2013.
6.Калистратова Э.А. Наука о родстве. Екатеринбург, 1998.
7.Калистратова Э.А. Начинающему генеалогу. Екатеринбург, 2001.
8. Каныгина Т.В. О доблестях, о подвигах, о славе. Екатеринбург, 2004.
9. Кулагина Г.А. Веселая энциклопедия уральских следопытов: 100 игр по
истории, культуре, географии Урала / Под ред. И.С.Огоновской.
Екатеринбург:ИД «Сократ», 2006.
10. Кулагина Г. Сундучок уральского краеведа. Екатеринбург, 2002.
11. Гребенкин В.В. «Талицкий край – провинция Зауралья», Талица, 2019.
12. Добышев В.И. «Наследие, Я на этой земле родился» кн.2, Талица, 20162017.

28

Приложение 1
Календарный (тематический) план
№ Дата
п/п
1

2

3
4

5

6

7

8
9
10

11

12

13
14

Тема занятия
Организационное
занятие. Цели и задачи
краеведческого
кружка
Введение в
музееведение.
Музееведение в
системе наук. История
музейного дела.
История создания
музея в России.
Типы и виды музеев.
Функции музеев.
Основы школьного
музееведения.
Музейная
терминология.
Музеи города Талица,
поселка Троицкий.
Экскурсия в
Троицкий историкокраеведческий музей и
музей разведчика
Н.И.Кузнецова в
г.Талица.
История создания
школьного музея.
Основатели музея.
Актив школьного
музея. Совет и актив
школьного музея.
Планирование работы
музея.
Экскурсионная работа
школьного музея.
Школьный музей в
системе образования.
Основные признаки
школьного музея. Его
функции.
Знакомство
с
«Положением
о
школьном музее».
Краеведческая
деятельность
школьного музея.
Краеведение как наука
о родном крае.

Форма
занятия
беседа

Количество Форма
часов
контроля
2
анкетирование

лекция

2

беседа

лекция

2

беседа

лекция

2

беседа

лекция

2

опрос

экскурсии

2

беседа

беседа

2

опрос
деловая игра

беседа

2

лекция

2

беседа

2

беседа
беседа
беседа

лекция

2
беседа

беседа

2

беседа

2

лекция

2

беседа

29

реферат

№ Дата
п/п

15

16

17

18

19

20
21
22
23
24
25
26
27

28

29
30
31

Тема занятия
Понятие о
краеведении
(особенности,
предмет,
направления).
Источники
краеведческих знаний.
История родного края.
История села.
История
возникновения и
развитие города и
деревень в 18-19 вв
Становление
Советский власти.
Создание колхозов в
20-30 -е годы 20 века
История школы.
Ветераны
педагогического
труда.
«Славен человек
трудом» орденоносцы села.
Я помню подвиг
прадеда.
Человек – легенда
Н.И.Кузнецов.
Детство опаленное
войной.
Тыл- Урал (Талица,)
Наука генеалогия.
1.Виды родословной.
Генеалогическое древо
своей семьи.
Практическое занятие
«Создание
родословной»
История одной
фотографии. О чем
могут рассказать
семейные реликвии.
Моя семья – конкурс
стихов, сочинений.
Защита проекта
Экспозиции
школьного музея.
Экспонат – главная
структурная единица
экспозиции

Форма
занятия

Количество Форма
часов
контроля
беседа

лекция

2

лекция

2

беседа
викторина

лекция

2

проект
рассказ

2
опрос

беседа

2

беседа

2

рассказ

2

демонстрация

2

встреча

2

лекция

2

лекция

2

индивидуальная

2

поисковая

2

презентация
проект
беседа
проект
опрос
опрос
составление
древа
проект
презентация
поисковая

2

индивидуальная

2

демонстрация

2

конкурс
беседа
беседа
показ

30

2

№ Дата
п/п
32

33

34

Тема занятия
Они расскажут свои
истории. Экспозиции
и выставки.
Учет и хранение
фондов школьного
музея. Понятие о
фондах музея Учетная
документация
школьного музея.
Правила хранения
музейной
документации.
Итоговое занятие.
Викторина «Знатоки
родного края»
Итого

Форма
занятия
показ

Количество Форма
часов
контроля
беседа
2
беседа

лекция

2

беседа

2

викторина

68

31

Приложение №2

Анкета «Что я знаю о родном крае?»
Цель: выявить наличие знаний и представлений у учащихся о традициях,
культуре и истории своего народа и отношение учащихся такому качеству
как патриотизм.
1. Что Вы понимаете под «патриотизмом»?
2. Считаете ли Вы себя патриотом?
3. Кто на Ваш взгляд, повлиял на формирование Ваших патриотических
качеств? (школа, родители, окружающие люди, друзья).(Нужное
подчеркнуть)
4. Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа?
а) да;
б) нет;
в) совсем не знаю;
г) затрудняюсь ответить.
5. Отмечают ли у Вас дома семейные праздники?
а) да;
б) нет.
6. В каких мероприятиях Вы бы больше хотели участвовать? (Нужное
подчеркнуть)
- патриотические клубы и центры;
- фестивали и конкурсы патриотической направленности;
- военно-спортивные игры;
- выставки патриотической направленности;
- встречи с ветеранами.
7. Как Вы понимаете выражение «Малая Родина»7
8. Знаете ли Вы когда образовалось село, в котором Вы живете?
а) да;
б) нет.
9. Любите ли Вы свое село?
32

а) да;
б) нет;
в) не знаю.
10. Как называется улица, на которой Вы живете?
11. В честь кого названа улица, на которой Вы живете?
12. Есть ли у Вас любимое место в нашем селе? Какое?

33

Приложение № 3.
Вопросы викторины «Знаете ли свой край?» - 1
1. Люди какой национальности проживают в селе Вновь-Юрмытское и
деревнях Серкова, Кокуй, Бубенщикова, Боровая?
2. Назовите год основания этих населенных пунктов?
3. Назовите национальные праздники жителей, проживающих в селе
Вновь-Юрмытское и в деревнях Серкова, Кокуй, Бубенщикова,
Боровая?
4. Какой деятельностью занимаются жители перечисленных
населенных пунктов?
5. Кукую религию исповедуют жители этих населенных пунктов?
Вопросы викторины «Знаете ли свой край?» - 2
1. Сколько национальностей проживают на территории Талицкого
городского округа?
2. Назовите численность жителей Талицкого района?
3. Сколько населенных пунктов включает в себя Талицкий городской
округ?
4. Назовите фамилию, имя, отчество Главы Талицкого ГО?
5. Назовите численность жителей Вновь-Юрмытской управы?
6. Назовите фамилию, имя, отчество начальника управы?
7. Назовите предприятие сельского хозяйства в селе ВновьЮрмытское?
8. Назовите фамилию, имя, отчество его руководителя?

34

Приложение № 4
Викторина «Знатоки родного края»
1. Многие цари дома Романовых имели прозвища. Укажите, кому какие
принадлежали и почему (за каждый правильный ответ 1 балл).
Освободитель__________________________________________________
_______________
Тишайший_____________________________________________________
_______________
Великий_______________________________________________________
_______________
Кровавый_____________________________________________________
________________
Миротворец_______________________________________________________
____________
Великая__________________________________________________________
_____________
2. Как называется праздник, который россияне отмечают 4 ноября? (за
правильный ответ 1 балл).
3. Кто написал слова и музыку современного гимна? (за правильный
ответ 1 балл).
4. Прочитайте и соотнесите имена известных полководцев и названия
битв.
В ответе укажите номер, под которым записано имя полководца и
буквенное обозначение битвы (за правильный ответ 1 балл).
1

Александр Невский

а

Сражение при Рымнике

2

Александр Суворов

б

Полтавская битва

3

Дмитрий Донской

в

Бородинское сражение

4

Петр 1

г

Ледовое побоище

5

Михаил Кутузов

д

Куликовская битва
35

Ответ:

1

2

3

4

5

5. Назовите год основания г. Екатеринбург
6. 26 марта 1656 года появился на свет родоначальник династии
промышленников-металлургов и оружейников основавших 55 заводов на
Урале и Алтае. Назовите его ФИО.
7. Назовите год образования Свердловской области.
8. За годы существования Свердловской области ею руководили 20
человек. Один из них руководил почти 18 лет – это самый длительный
период руководства Свердловской областью. Назовите ФИО этого человека.
9. Есть на Урале камни-самоцветы. Почему их так называют? Назовите
их.
10. В каком году был основано село Вновь-Юрмытское?
11. Назовите предприятие сельского хозяйства села? Где оно
расположено, на какой улице?
12. Как назывались первые улицы села?
13. Назовите с какими территориями граничит Талицкий район?
14. Назовите героев Советского Союза и России Талицкого района?
15. В каком году образовался Талицкий район?
16. Что означает слово «Талица»?
17. Как называется праздник у православных, когда на березки
повязывают цветные ленты?

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».