Управление образования Администрации Талицкого городского округа МКОУ "Талицкая СОШ № 4" Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Физика вокруг нас» Возраст обучающихся: 13-15 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Брейнер Надежда Юрьевна, педагог дополнительного образования г. Талица 2024г Содержание 1. Основные характеристики программы............................................... 3 1.1 Пояснительная записка ............................................................................ 3 1.2 Планируемые результаты освоения программы .................................. 5 1.3 Формы и виды деятельности ................................................................... 5 1.4 Учебный (тематический) план ................................................................6 1.5 Содержание учебного (тематического) плана...................................... 7 2. Организационно - педагогические условия реализации программы ……………………………………………………………………..…8 2.1 Календарный учебный график ................................................................ 8 2.2 Условия реализации программы ............................................................ 9 2.3 Формы аттестации/контроля .................................................................10 2.4 Оценочные материалы ........................................................................... 11 2.5 Методические материалы ...................................................................... 10 3. Список литературы ............................................................................... 15 Аннотация .................................................................................................... 16 Нормативно – правовое обеспечение программы ............................... 17 Список литературы ................................................................................... 19 2 1. Основные характеристики программы 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности (Физика вокруг нас) (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р); Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 № 09-3242; Уставом муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Талицкая средняя общеобразовательная школа № 4» и иными локальными документами Учреждения. Направленность: Естественно – научная Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели - установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для обучающихся 13-15 лет, поскольку в этом возрасте происходит развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для обучающихся знаний и способов деятельности. Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться с методикой организации и проведения экспериментальноисследовательской деятельности в современном учебном процессе по физике, ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о данной науке. Экспериментальная деятельность будет способствовать развитию у учащихся умения самостоятельно работать, думать, экспериментировать в условиях школьной лаборатории, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённым вопросам. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников. Новизна и отличительные особенности. Реализация программного материала способствует ознакомлению обучающихся с организацией коллективного и индивидуального исследования, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Актуальность программы. Дидактический смысл деятельности помогает обучающимся связать обучение с жизнью. Знания и умения, необходимые для организации исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации и планирования жизнедеятельности. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что 3 обучающиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Так же существенную роль играет овладение детьми навыков работы с научной литературой: поиск и подбор необходимых литературных источников, их анализ, сопоставление с результатами, полученными самостоятельно. У обучающихся формируется логическое мышление, память. Адресат программы: Программа адресована обучающимся-подросткам от 13 до 15 лет. Уровень сложности: стартовый. Форма обучения – очная. Сроки реализации программы и режим занятий Программа рассчитана на 1 год обучения, 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (1 час в неделю). Цель программы: развитие личности ребенка через успешное освоение им основ исследовательской деятельности. Задачи: Образовательные: • систематизировать, расширить и углубить теоретические знания обучающихся; • овладеть методикой исследования и экспериментирования при решении учебных задач; • формировать навыки исследовательской деятельности; • формировать навыки сотрудничества. Развивающие: • развивать познавательную инициативу обучающихся, умения сравнивать вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы; • развивать умения и навыки исследовательского поиска, умения ориентироваться в информационном пространстве, умения применять решения (поиск направления и методов решения проблемы), умения самостоятельно конструировать свои знания; • развивать критическое мышление, умения творческой деятельности. Воспитательные: • воспитывать аккуратность, интерес к окружающему миру; • воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе; • создать условия для формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе учебноисследовательской и творческой деятельности; • умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; • формировать готовность и способность обучающихся к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений. 4 1.2 Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты: • формирование положительного отношения к исследовательской деятельности; • формирование интереса к новому содержанию и новым способам познания; • ориентирование понимания причин успеха в исследовательской деятельности. • формирование ответственности, самокритичности, самоконтроля; • умение рационально строить самостоятельную деятельность; • умение грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки; • умение доводить работу до логического завершения. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: • умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; • умение рационально строить самостоятельную деятельность; • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких результатов; • уметь выделять ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с педагогом; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Предметные результаты: • уметь осуществлять поиск нужной информации для выполнения исследования с использованием дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; • уметь высказываться в устной и письменной формах; • владеть основами смыслового чтения текста; • анализировать объекты, выделять главное; • осуществлять синтез; • проводить сравнение, классификацию по разным критериям; • устанавливать причинно-следственные связи. 1.3 Формы и виды деятельности Формы обучения: • групповая, организация парной работы; • фронтальная, обучающиеся синхронно работают под управлением педагога; • индивидуальная, обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий. Тип занятий - комбинированный. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть. Методы обучения (по внешним признакам деятельности преподавателя 5 и учащихся): • Лекции - изложение педагогом предметной информации. • Семинары - заранее подготовленные сообщения и выступление в группе и их обсуждение. • Дискуссии постановка спорных вопросов, отработка отстаивать и аргументировать свою точку зрения. • Обучающие игры - моделирование различных жизненных ситуаций с обучающей целью. • Ролевые игры - предложение обучающихся стать персонажем и действовать от его имени в моделируемой ситуации. • Формат деловых, организационно-деятельностных игр, ориентированных на работу детей с проблемным материалом, • Презентация - публичное представление определенной темы. • Практическая работа - выполнение упражнений. • Самостоятельная работа - выполнение упражнений совместно или без участия педагога. • Творческая работа - подготовка, выполнение и защита творческих проектов учащимися. По источнику получения знаний: • словесные; • наглядные: • демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей; • использование технических средств; • просмотр кино- и телепрограмм; • практические: • практические задания; • тренинги; • деловые игры; • анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.; По степени активности познавательной деятельности учащихся: • объяснительный; • иллюстративный; • проблемный; • частично-поисковый; • исследовательский; 6 1.4 Учебный (тематический) план № Тема 1. Вводные занятия. Инструктаж по ТБ на занятиях. Количество Теория Практика Формы часов контроля Опрос 1 1 Беседа Наблюдение 2. Основы молекулярной теории. Тепловые явления. 3. Взаимодействие тел. 7 2 5 10 5 5 4. Давление. 9 5 4 5. Работа и мощность. 4 1 3 6. Заключительное занятие. Всего 4 - 4 35 14 21 Опрос Диагностика Тестирование Наблюдение Беседа Опрос Тестирование Беседа Опрос Представлени е работ 1.5 Содержание учебного (тематического) плана. Уровни: • стартовый уровень – теория; • базовый уровень – практические работы. 1. Вводные занятия – 1 час. 1 час: теория. 1.1 Теория: Организационное занятие. Правила безопасности на занятиях. 2. Основы молекулярной теории. Тепловые явления – 7 часов. 2 часа: теория; 5 часов: практика. 2.1 Теория: Гипотеза о строении вещества. Первоначальные сведения о строении вещества. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества. 2.2 Теория: Диффузия в жизни человека и животных. Модели газа, жидкости, твердого тела. Смачивание. Капиллярные явления. Практические занятия. 2.3 Занимательные опыты: Диффузия. 2.4 Занимательные опыты: Стакан ползет. 2.5 Занимательные опыты: Тепловые качели. 2.6 Занимательные опыты: Нагреваем спицу. 2.7 Занимательные опыты: Воздушный шарик. 7 2.8 Практическая работа «Тепловое расширение газа». 3. Взаимодействие тел – 10 часов. 5 часов: теория; 5 часов: практика. 3.1 Теория: Механическое движение. Инерция. 3.2 Использование в технике принципов движения живых существ. 3.3 Теория: Силы. Силы в природе. Вес тела. Невесомость. 3.4 Теория: Сила тяжести и размеры млекопитающих и деревьев. 3.5 Теория: Взаимодействие тел во Вселенной. Практические занятия. 3.6 Изготовление дидактических кубиков. 3.7 Изготовление физического лото по теме. 3.8 Изготовление самоделок по теме «Центр тяжести»: Воробей на ветке. 3.9 Коробок с сюрпризом. Вверх по скату. 3.10 Верхом на бочке. Бегемот и птичка. 4. Давление – 9 часов. 5 часов: теория; 4 часа: практика. 4.1 Теория: Атмосферное давление. Мы живем на дне океана. 4.2 Теория: Первые аэронавты. Атмосферное давление и жизнь на Земле. 4.3 Теория: Гидростатический парадокс. Давление на службе человека. 4.4 Теория: Сообщающиеся сосуды и их модели. 4.5 Теория: Глубоководные животные и их приспособленность к жизни на глубине. Водные растения. Практические занятия. 4.6 Занимательные опыты: Три опыта со стаканом. 4.7 Занимательные опыты: Сухим из воды. Плавание тел. 4.8 Практическая работа «Измерение давления жидкости на дно сосуда». 4.9 Изготовление «Картезианского водолаза». 5. Работа и мощность – 4 часа. 1 час: теория; 3 часа: практика. 5.1 Теория: Работа и мощность. Простые механизмы. Подвижный и неподвижный блок. Практические занятия. 5.2 Выставка «Простые механизмы у нас дома». 5.3 Практическая работа «Определение моей максимальной мощности». 5.4 «Измерение быстроты реакции человека». 6. Заключительное занятие – 4 часов. 4 часа: практика. Практические занятия. 6.1- 6.3 Представление работ обучающихся. 6.4 Итоговая аттестация. 2. Организационно-педагогические условия реализации программы 2.1. Календарный учебный график Продолжительность учебного года составляет 39 недель. Продолжительность учебных занятий 35 недель. Учебный процесс организуется по учебным четвертям, разделенным каникулами. В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме 4 8 недели. Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул ежегодно устанавливаются годовым календарным учебным графиком, утверждаемым приказом директора учреждения. 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение. Для эффективной реализации программы имеется следующее материальнотехническое обеспечение: • наличие кабинета. Площадь кабинета, мебель и освещение соответствуют санитарно-гигиеническим нормам; • для размещения дидактического материала имеются: полки, стенды, шкафы; • для организации занятий имеются: ученические столы, стол педагога, школьная доска, компьютер, проектор; • дидактическое обеспечение (наглядные, медиа пособия, флеш-карты); • лабораторные комплекты ЦО «Точка роста»; • цифровые лаборатории ЦО «Точка роста». Информационное и методическое обеспечение программы: • учебная литература (формулы, описания) по всем разделам программы; • методические разработки открытых занятий; • лекционные материалы. Кадровые условия. Программу может реализовывать педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее профессиональное педагогическое образование. Организационно – педагогические условия реализации программы. Занятия проводятся в групповой форме (всей группой), и сочетают теоретическую и практическую части. Теоретическая часть проводится в форме лекции, беседы, практическая часть проводится в основном в форме практикума по решению задач (самостоятельно, коллективно, а также в форме лабораторного практикума. На занятиях широко применяется проблемный метод, метод совместного поиска решения, самоконтроля. 2.3. Формы аттестации/контроля Формы подведения итогов общеобразовательной программы: • аттестация; • наблюдение; • опрос; • анкетирование; • тестирование; • практические задания; • индивидуальные задания; реализации дополнительной 9 • творческие задания; • участие в конкурсах различного уровня. Входной контроль – собеседование, анкетирование. Текущий контроль – проверка усвоения и оценка результатов каждого занятия. Беседы в форме «вопрос – ответ», самостоятельная работа, беседы с элементами викторины, конкурсные программы, контрольные задания, тестирование. Способы организации контроля: • индивидуальный; • фронтальный; • групповой; • коллективный. Формами отслеживания результативности являются: • входящая и выходящая диагностика (проводится 2 раза в год в течение всего срока обучения, с целью отслеживания результативности и эффективности работы объединения, развития качеств личности воспитанников); • тестирование; • собеседование; • качество выполнения творческих и исследовательских проектов. • выполнение практических работ; • участие в выступлениях с агитбригадой; • рефлексивный контроль. 2.4. Оценочные материалы Показатели Критерии Степень Баллы (оцениваемые выраженности параметры) оцениваемого качества 1. Теоретическая подготовка ребенка 1.1.Теоретические Соответствие Минимальный уровень 1 знания (по основным теоретических (ребенок овладел разделам знаний ребенка менее чем 1/2 объема программы) программным знаний, требованиям предусмотренных программой); Средний уровень 3 (объем усвоенных знаний составляет более 1/2) Максимальный уровень 5 (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных 10 1.2.Владение специальной терминологией Вывод: Осмысленность и правильность использования специальной терминологией Уровень теоретической подготовки программой за конкретный период) Минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины); Средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой) Максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием) Низкий Средний Высокий 2. Практическая подготовка ребенка. 2.1. Практические Соответствие Минимальный уровень умения и навыки, практических (ребенок овладел предусмотренные умений и навыков менее чем 1/2, программой (по программным предусмотренных основным разделам требованиям умений и навыков); учебноСредний уровень тематического плана (объем усвоенных программы) умений и навыков составляет более 1/2) Максимальный уровень(ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период) 2.2.Владение Отсутствие Минимальный уровень специальным затруднений в (ребенок испытывает оборудованием и использовании серьезные затруднения оснащением специального пр работе с 1 3 5 До 2 3-6 7-10 2 3 7 2 11 оборудования и оснащения оборудованием); Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога) Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей) 2.3.Творческие Креативность в Начальный навыки выполнении (элементарный практических уровень развития заданий креативности (ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие задания педагога); Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца) Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества) Вывод: Уровень Низкий практической Средний подготовки Высокий 3. Общеучебные умения и навыки ребенка 3.1. УчебноСамостоятельность Минимальный уровень интеллектуальные в подборе и анализе (ребенок испытывает серьезные затруднения литературы умения: при работе с 3.1.1. Умение литературой, подбирать и нуждается в анализировать постоянной помощи и специальную контроле педагога); литературу Средний уровень (работает с литературой с 3 7 2 3 7 До 6 7-14 15-21 3 6 12 3.1.2.Умение пользоваться компьютерными источниками информации 3.2. Учебнокоммуникативные умения: 3.2.1. Умение слушать и слышать педагога 3.2.2. Умение выступать перед аудиторией Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации Адекватность восприятия информации, идущей от педагога Свобода владения и подачи ребенком подготовленной информации 3.2.3. Умение вести Самостоятельность полемику, в построении участвовать в дискуссионного дискуссии выступления, логика в построении доказательств Способность 3.3. Учебносамостоятельно организационные готовить свое умения и навыки: рабочее место к 3.3.1. Умение деятельности и организовать свое убирать за собой рабочее место Соответствие 3.3.2. Навыки реальных навыков соблюдения в соблюдения правил процессе деятельности правил безопасности программным безопасности требованиям помощью педагога или родителя) Максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) Уровни - По аналогии с п. 3.1.1. 8 3 7 10 Уровни - По аналогии с п. 3.1.1. 2 6 8 Уровни - По аналогии с п. 3.1.1. 3 6 9 Уровни - По аналогии с п. 3.1.1. 3 7 10 Уровни - По аналогии с п. 3.1.1. 3 6 8 Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема навыков соблюдения ПБ, предусмотренных программой); Средний уровень (объем усвоенных 3 6 13 3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу Вывод: Заключение навыков составляет более 1/2) Максимальный уровень (ребенок овладел практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период) Аккуратность и Удовлетворительно ответственность в Хорошо работе Отлично Уровень Низкий общеучебных Средний умений и навыков Высокий Результат Низкий обучения ребенка Средний по дополнительной Высокий образовательной программе 8 3 6 8 До 24 25-50 51-69 До 46 47-89 90-100 2.5. Методические материалы Для реализации содержания программы используются педагогические технологии, методы, приемы, формы и средства, способствующие получению технических знаний и умений, формированию системного восприятия материала образовательной программы и соответствующие возрастным особенностям младшего школьного возраста. Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный, игровой, дискуссионный; Методы воспитания: убеждение, поощрение, мотивация. Содержание практических занятий ориентировано не только на овладение обучающимися основных тем программы, но и на подготовку их для участия в дистанционных конкурсах и олимпиадах. Учебные занятия организованы в форме лекции с использованием видео уроков, проектов- примеров и мультимедийных презентаций, беседы, диспута, игры, конкурса, круглого стола, мастер-класса, практической работы, турнира. По некоторым темам могут использоваться электронные учебники и интерактивные уроки для самостоятельного изучения или для повторения. В работе используются педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, дифференцированного, разноуровневого, проблемного обучения, здоровьесберегающая технология. 14 Аннотация к программе Брейнер Надежда Юрьевна, педагог Разработчик: дополнительного образования. Дополнительная общеразвивающая программа «Физика вокруг нас» является программой естественнонаучной направленности, ориентирована на развитие экспериментально-исследовательской деятельности у обучающихся. Программа «Физика вокруг нас» разработана для детей от 13 до 15 лет. Уровень: стартовый. Срок реализации -1 год. Форма обучения - групповая. Продолжительность занятия (1час) - 40 минут для детей школьного возраста. Целью программы является развитие личности ребенка через успешное освоение им основ исследовательской деятельности. Оценка качества реализации включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию. Сведения о разработчике: Брейнер Надежда Юрьевна, педагог дополнительного образования Образование – высшее педагогическое Педагогический стаж - 1 год 15 Нормативно-правовое обеспечение программы 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской федерации» 2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» 3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» 5. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 6. Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). 7. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3); 8.Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N 1642. 9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 10.Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.). 11.Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Утверждена Приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467) 12.Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД – 39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». 13. Письмо Министерства Просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием 16 дистанционных образовательных технологий». 14.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитание и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». 15. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" 16.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" 17. Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017 года № 900 – ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 года». 18. Устав учреждения. 17 Список литературы Список литературы для педагога 1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. -. (Стандарты второго поколения). 2. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителя/. В.П. Степанов, Д.В. Григорьев – М.: Просвещение, 2014. – 200 с. -. (Стандарты второго поколения). 3. Рабочие программы. Физика. 7-9 классы: учебно-методическое пособие/сост. Е.Н. Тихонова.- М.:Дрофа, 2013.-398 с. 2. Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения: деятельностный подход [Текст]: методические рекомендации. В 3 ч. Часть 1/ С.В. Ананичева; под общ. Ред. Т.Ф.Есенковой, В.В. Зарубиной, авт. Вступ. Ст. В.В. Зарубина — Ульяновск: УИПКПРО, 2010. — 84 с. 3. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации// официальный сайт. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/ 4. Формирование познавательных интересов учащихся. И.Я Ланина. Москва, «Просвещение», 1987 г. 5. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6–7 классах средней школы. Буров В.Б., Кабанов С. Ф., Свиридов В. И.– М.: Просвещение, 1981. Список литературы для обучающихся 1. Забавная физика. Л.Гальперштейн. Москва, Детская литература, 1994 г. 2. Занимательные вечера по физике в средней школе. И.Л.Юфанова. Москва, «Просвещение», 1990 г. 3. Как стать ученым. Занятия по физике для старшеклассников. А.В. Хуторский, Л.Н. Хуторский, И.С. Маслов. – М. : Глобус, 2008. 4. Физика: опыты, фокусы и развлечения. Москва, Астрель, 2007 г. 5. Физические викторины. Б.Ф.Билимович. Москва, «Просвещение», 1977 г. Список литературы для родителей: 1. Формирование познавательных интересов учащихся. И.Я Ланина. Москва, «Просвещение», 1987 г. 2. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6–7 классах средней школы. Буров В.Б., Кабанов С. Ф., Свиридов В. И.– М.: Просвещение, 1981. 3. Вечера по физике в средней школе. Э.В.Браверман. Москва, «Просвещение», 1989 г. 4. Внеклассная работа по физике. И.Я.Ланина. Москва, «Просвещение», 1987 г. 5. Внеурочная работа по физике. Под ред. О.Ф. Кабардина, Москва, «Просвещение», 1983 г. 18