Содержание
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
Основные характеристики программы……………………………........3
Пояснительная записка……………………………………………………...3
Цель и задачи программы……………………………………………………6
Содержание программы
Учебный (тематический) план…………………………..…….………….…7
Содержание учебного (тематического) плана …………………………....11
Панируемые результаты ……………………………………………..…….17
Организационно – педагогические условия реализации
программы…………………………………………………….….…..……18
Календарный учебный график…………………………………………......18
Условия реализации программы……………………………….………….18
Формы подведения итогов реализации программы…………………...….19
Оценочные материалы ……………….…………………….…….……......20
Методические материалы……………………………………………….....24
Аннотация……………………………………………………………….....26
Нормативно-правовое обеспечение программы...………………….... 27
Список литературы…………………………………………………..…...29
1. Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Орлята России» составлена на основе следующих документов:
Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам». Признается утратившим
силу приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
Программа «Орлята России» ориентирована на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся,
«поощрение социальной
активности обучающихся» в качестве «основной традиции воспитания в
образовательной организации».
Актуальность. Особенность современных реалий состоит в
информационной перегрузке, динамично развивающемся виртуальном
пространстве, что влечет за собой изменения в современных детях.
Потребность в ярких впечатлениях, клиповое мышление, фрагментарное
восприятие, избыточность информации — это то, что размывает точки опоры и
снижает критичность современного школьника. Передача ценности
познавательной активности, интеллектуального труда, формирование
системного мышления современных школьников являются одними из главных
задач современной общеобразовательной организации. Участие детей и
педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению
богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его
дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.
Педагогическая целесообразность программы. Целесообразность
продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике,
связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях
(поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так,
«активное участие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в
текстах последнего ФГОС начального общего образования, так и в «Примерной
рабочей программе воспитания», в которой указывается, что «поощрение
социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве
«основной традиции воспитания в образовательной организации».
Дополнительная общеразвивающая программа «Орлята» социальногуманитарной направленности.
Программа составлена с учётом интересов детей и ориентирована на
детей 7-11 лет.
Новизна и индивидуальность предлагаемой программы заключается в
том, что данная программа рассчитана на обучающихся начальной школы, в
тесном взаимодействии с их родителями, городской общественностью.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной
программы:
Основные отличия образовательной программы «Орлята» от
аналогичных программ заключаются:
в комплексном подходе к содержанию и объединению нескольких
разделов патриотического воспитания;
использование технологии дифференцированного обучения;
приобщение воспитанников к проектно-исследовательской деятельности.
Организация групповых занятий формирует у учащихся дружеские,
доброжелательные отношения, учат сплочению детей, стимулируют
взаимопомощь друг другу. Воспитательным моментом является ориентация
детей на изготовление сувениров и подарков родным и близким. В
воспитательной работе используются массовые формы работы. Участие в
фестивалях и конкурсах позволяют воспитывать в детях коммуникабельность,
умение вести себя в общественных местах, презентовать себя.
В течение учебного года при необходимости проводятся коллективные и
индивидуальные беседы, а также обращение к личному опыту. Важным
является:
-постоянное усложнение педагогических задач;
-оценка требовательности к возможностям детей, особенно к детям с
ограниченными возможностями здоровья;
-педагогическая оценка прогресса деятельности ребѐнка, а также
ориентация ребёнка на социально значимый результат. В результате
постепенно вырабатываются трудолюбие, терпение, аккуратность, адекватная
самооценка деятельности.
Большое внимание уделяется воспитанию уважения к наследию предков
(раздел «Орленок – Хранитель исторической памяти»). Патриотическое
воспитание в данной программе представлено следующими мероприятиями:
- участие учащихся объединения в мероприятиях, посвящѐнных Дню
Победы, Дням воинской славы, с участием военнослужащих, ветеранов,
тружеников тыла;
- беседы «Герои и подвиги», «Государственная символика». При
планировании работы по профилактике здорового образа жизни (раздел
«Орленок- Спортсмен») педагогом ставятся следующие задачи:
- создание благоприятного микроклимата для учащихся;
- ведение работы, направленной на пропаганду ЗОЖ среди обучающихся
и их привлечению к занятиям культурой и спортом.
При планировании профориентационной работы (раздел «Орленок –
Мастер») разработана тематика бесед педагога с учащимися:
- работоспособность – важное качество человека;
- будущая профессия;
Организация профориентационной поддержки учащихся в процессе
выбора сферы будущей профессиональной деятельности:
- анкетирование учащихся в целях выявления профессиональных
интересов и потребностей;
- знакомство учащихся с перечнем профессий и специальностей по
направлению Для развития и воспитания эмоциональной сферы воспитывается
желание детей изготовлять своими руками подарки близким и друзьям,
доставлять им радость и удовольствие.
Цель программы: формирование у ребёнка младшего школьного возраста
социально-ценностных знаний, отношений и опыта позитивного
преобразования социального мира на основе российских базовых
национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями,
воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его
истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи: Образовательные: формировать ценностное отношение к знаниям
через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность,
формировать лидерские качества и умение работать в команде. Развивающие:
развивать творческие способности и эстетический вкус. Воспитательные:
воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине,
общности граждан нашей страны, России, воспитывать уважение к духовнонравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с
учётом национальной, религиозной принадлежности, содействовать
воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к
окружающему
Уровни программы – стартовый, базовый. Форма обучения – очная.
Адресат программы: Объединение комплектуется из детей одного
класса, возраста 7-11 лет.
Сроки реализации программы и режим занятий
Программа рассчитана на 4 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в
неделю по 1 часу (1 час в неделю).
33 часа - 1 год обучения
34 часа - 2 год обучения
34 часа - 3 год обучения
34 часа - 4 год обучения
Формы отслеживания и фиксирования результатов
Мониторинг развития качеств личности.
Мониторинг результативности обучения по образовательной
программе.
Журнал посещаемости.
Материалы анкетирования.
Грамоты, дипломы.
Фото, видео отчеты.
Отзывы родителей.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование у ребёнка младшего школьного
возраста социально-ценностных знаний, отношений и опыта позитивного
преобразования социального мира на основе российских базовых
национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями,
воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его
истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи:
Образовательные: формировать ценностное отношение к знаниям через
интеллектуальную,
поисковую
и
исследовательскую
деятельность,
формировать лидерские качества и умение работать в команде.
Развивающие: развивать творческие способности и эстетический вкус.
Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему
народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России, воспитывать
уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа,
семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности,
содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного
отношения к окружающему миру.
1.3.
Содержание программы
Учебный (тематический) план
1 год обучения (33 часа)
№
Тема
1 Подготовительный этап к участию
в Программе
2 Вводный
«Орлятский урок» для детей
первого года участия в Программе
3 «Кто такой эрудит?»
4 « эрудит-это...»
5 «Всезнайка»
6 «Встреча с интересным
Кол-во часов
Форма
контроля
Всего
Теория
Практика
1
1
0
Беседа
1
1
0
Беседа
1
1
1
1
1
1
0
0
0
0
1
1
Беседа
Беседа
Опрос
Беседа
эрудитом – книгой»
7 «Подведём итоги»
1
0
1
Опрос, игра
8 «От слова к делу»
«Спешить на помощь безвозмездно
!»
9 КТД «Создай хорошее настроение»
«С заботой о старших»
10 «Добровольцем будь всегда!»
11 «Портрет добровольца»
12 «Мастер – это …»
13 «Мастерская Деда Мороза…»
1
0
1
Игра
1
0
1
КТД
1
1
1
1
0
0
0
0
1
1
1
1
Опрос, игра
Игра
Опрос, игра
Игра
«Класс мастеров»
«Классная елка!»
«Утро начнем с зарядки!»
«Сто затей для всех друзей»
«Весёлые старты»
«Самые спортивные ребята моей ш
колы»
19 «Азбука здоровья»
1
1
1
1
1
0
0
1
0
0
1
1
0
1
1
Беседа
Игра
Беседа
Опрос, Игра
Опрос, игра
1
0
1
Опрос, игра
20 «Орлёнок – Хранитель историческо 1
й памяти»
0
1
Игра
21 «История школы – мояистория»
1
0
1
Опрос, игра
22 «Поход в музей»
1
0
1
Опрос, игра
23 «Историческое чаепитие»
1
0
1
Опрос, игра
24 «ЭКОЛОГиЯ »
1
0
1
Опрос, игра
25 «Каким должен быть настоящий эк 1
олог?»
26 «В гости к природе»
1
0
1
Игра
0
1
Опрос, игра
27 «Мы друзья природе»
1
0
1
Игра
28 «Орлята – экологи»
1
0
1
Опрос, игра
29 «Лидер – это …»
1
0
1
Опрос, игра
30 «Я могу быть лидером!»
1
0
1
Игра
31 «С командой действую!»
1
0
1
Опрос, игра
32 «Как становятся лидерами?»
1
0
1
Игра
14
15
16
17
18
33 «Мы дружный класс»
Итого:
1
1
0
33
6
27
Опрос, игра
2 год обучения (34 часа)
№
Тема
1 Вводный «Орлятский урок»
для детей первого года участия в
Программе
2 «Лидер – это …» «Мы дружный
класс!»
3 «Я могу быть
лидером!» «Как стать лидером?»
4 «С командой действовать готов!»
«Верёвочный курс»
5 «КЛАССный выходной»
«Встреча с тем, кто умеет вести за
собой»
6 «Кто такой эрудит?» «Я – эрудит,
а это значит...»
7 «Развиваемся я,играя!»
«Воображари УМ»
8 «Могу быть изобретателем»
КТД «Что такое? Кто такой?»
9 Встреча с интересным
эрудитом «Хотим всёзнать»
Итоги трека «На старте новых
Открытий»
10 «Мастер – это…»
11 Мастерами славится Россия»
«От идеи – к делу»
12 «В гости к мастерам»
13 КТД «Классный театр»
«Мастер – это звучитгордо!»
14 «Путь в мастерство»
– подводим итоги
15 «От слова к делу»
«Спешить на помощь
безвозмездно!»
Кол-во часов
Форма
контроля
Всего
1
Теория
1
Практика
0
Беседа
1
1
0
Беседа
1
1
0
Беседа
1
0
1
Опрос, игра
1
0
1
Игра
1
1
0
Беседа
1
1
0
Беседа
1
0
1
Опрос, игра
1
0
1
Игра
1
1
0
0
1
1
Опрос, игра
Опрос, игра
1
1
0
0
1
1
Опрос, игра
КТД
1
0
1
Опрос, игра
1
0
1
Опрос, игра
16 КТД «Создай хорошее
настроение»
«С заботой о старших»
17 «Добровольцем будь всегда!»
18 «Портрет добровольца»
19 «Утро начинай с зарядки – будешь
ты всегда в порядке!»
«Должен быть режим у дня»
1
0
1
Опрос, игра
1
1
1
0
0
0
1
1
1
Опрос, игра
Опрос, игра
Опрос, игра
20 «О спорт, ты – мир!»
«Сто затей для всех друзей»
21 «Готовимся к спортивным
состязаниям» Спортивная игра
«У рекордов наши имена»
22 «Быстрее! Выше! Сильнее!»
«Азбука здоровья»
23 «ЭКОЛОГиЯ »
«Каким должен быть настоящий
эколог?»
24 «Мой след на планете»
«Что должен знать и уметь
эколог?»
25 «Восхищаемся красивым миром»
«Экология на практике»
26 «Встреча с человеком, которого
можно назвать настоящим
экологом»
«Шагая в будущее - помни о
планете» Работа
27 «Орлёнок– Хранитель
исторической памяти»
«Хранитель семейных традиций»
28 «Я храню традиции семьи, а,
значит, и традиции страны»
Кодекс «Орлёнка – хранителя»
29 «Знать, чтобы хранить»
«Историческое чаепитие»
30 «Расскажи мне о России»
31- «Я – хранитель, мы
32 –хранители»
33- Подведение итогов участия в
34 Программе в текущем учебном
году
Итого:
1
0
1
Опрос, игра
1
0
1
Опрос, игра
1
0
1
Опрос, игра
1
0
1
Опрос, игра
1
0
1
Опрос, игра
1
0
1
Опрос, игра
1
0
1
Опрос, игра
1
0
1
Опрос, игра
1
0
1
Опрос, игра
1
0
1
Опрос, игра
1
2
0
1
1
1
Опрос, игра
Опрос, игра
2
0
2
Игра
34
6
28
3 год обучения (34 часов)
№
Тема урока
Кол-во часов
Всего
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Вводный «Орлятский урок»
для детей первого года
участия в Программе
«Лидер – это …»
«Я могу быть
лидером!» «В команде
рождается лидер»
«КЛАССный выходной»
«От идеи – к делу!»
КТД «Вместе мы
сможем всё!» «Встреча с тем,
кто умеет вести за собой»
«Мы дружный класс!»
«Кто такой эрудит?» «Я –
эрудит, а это значит...»
«Игра – это полезно и
интересно»
«Эрудит – это широкий
кругозор»
«Твори! Выдумывай!
Пробуй!» КТД «Играй,
учись и узнавай»
Встреча с
Интересным эрудитом
«Хотим
всё знать»
Итоги трека «На
старте новых
открытий
«Мастер – это…»
«Россия
мастеровая»
«Город Мастеров»
«В гости к мастерам»
«От идеи – к делу»
КТД «Мастер
своегодела»
«Мастер – это
звучит гордо!»
«Путь в
мастерство»
– подводим итоги
Теория
Практика
Форма
контроля
1
1
0
Беседа
1
1
0
0
1
1
Игра
Игра
1
0
1
Игра
1
0
1
Игра
1
1
0
0
1
1
Игра
Игра
1
0
1
1
0
1
Игра
1
0
1
Игра
1
1
0
1
1
0
Игра
Опрос
1
1
0
Беседа
1
0
1
КТД
1
0
1
Игра
Игра
1
1
0
Беседа
1
0
1
КТД
1
0
1
КТД
1
0
1
Игра
1
1
0
Опрос
1
0
1
Игра
1
1
0
Опрос
1
1
0
Опрос
«ЭКОЛОГиЯ » «Страна
1
экологии»
«Мой след на
планете» КТД «Знаю, умею, действую»
25 Экологический
1
Квест «Ключи природы»
26 Игра по станциям
1
«Путешествие в
природу»
27 «Орлёнок– Хранитель
1
исторической
памяти»
28 «Традиции моей
1
страны» Кодекс «Орлёнка
–хранителя»
29 «Знать, чтобы
1
хранить»
КТД «История
становится
ближе»
30 КТД «Мы хранителипамяти» 1
0
1
Игра
16
17
18
19
20
21
22
23
24
«От слова к делу»
«Спешить на
помощь
безвозмездно!»
КТД «Создай хорошее
настроение» «С заботой о
старших»
Подготовка КТД
«От идеи – к делу»
КТД «Подари
улыбку миру!»
«Доброволец – это
доброе сердце» «Портрет
добровольца»
«Движение –
жизнь!»
«Основы ЗОЖ» «Мы гордимся
спортсменами»
«Сто затей для
всехдрузей» КТД
«Спортивное»
Спортивная игра
«Книга рекордов»
«Встреча –
подарок»
«Азбука здоровья»
КТД
0
1
Игра
0
1
Игра
0
1
Игра
1
0
Беседа
0
1
КТД
0
1
КТД
31
32
«Расскажи мне о России»
« Мы – хранители»
Подведение
итогов участия в
Программе в
текущем учебном
году
Итого:
2
2
2
1
0
1
34
11
23
Беседа
Игра
4 год обучения (34 часов)
№
Тема
Кол-во часов
Всего
1
2
3
Вводный «Орлятский урок»
для детей первого
года участия в Программе
«Лидер – это …»
«Я могу быть лидером!»«В
команде рождается лидер»
«КЛАССный выходной»
«От идеи – к делу!»
5 КТД «Вместе мы сможем всё!»
«Встреча с тем,
кто умеет вести за собой»
6 «Мы дружный класс!»
7 «Кто такой
эрудит?»
«Я – эрудит, а это
значит...»
8
«Игра – это
полезно и
интересно»
«Эрудит – это
широкий
кругозор»
9 «Твори!
Выдумывай!
Пробуй!»
КТД «Играй,
учись и узнавай»
10 Встреча с
интересным
эрудитом «Хотим
всё знать»
Итоги трека «На
4
Теория
Форма
контроля
Практика
1
1
0
Беседа
1
1
1
0
0
1
Игра
Игра
1
0
1
Игра
1
0
1
Игра
1
1
0
0
1
1
Игра
Игра
1
0
1
0
1
Игра
1
0
1
Игра
Игра
1
старте новых
открытий
«Мастер – это…»
«Россия мастеровая»
«Город Мастеров»
«В гости к мастерам»
«От идеи – к делу»
КТД «Мастер
своегодела»
«Мастер – это
звучит гордо!» «Путь в
мастерство» – подводим итоги
«От слова к делу»
«Спешить на помощь
безвозмездно!»
КТД «Создай хорошее
настроение» «С заботой о
старших»
Подготовка КТД
«От идеи – к делу» КТД
«Подари улыбку миру!»
1
1
1
0
1
1
1
0
0
Игра
Опрос
Беседа
1
0
1
КТД
1
0
1
Игра
1
1
0
Беседа
1
0
1
КТД
1
0
1
КТД
19 «Доброволец – это
доброе сердце» «Портрет
добровольца»
20 «Движение – жизнь!»
«Основы ЗОЖ» «Мы гордимся
Нашими спортсменами»
21 «Сто затей для всех друзей»
КТД «Спортивное»
22 Спортивная игра «Книга
рекордов» «Встреча –подарок»
1
1
0
Игра
1
1
0
Опрос
1
0
1
Игра
1
1
0
Опрос
23 «Азбука здоровья»
1
1
0
Опрос
24 «ЭКОЛОГиЯ »
«Страна экологии»
1
0
1
Игра
11
12
13
14
15
16
17
18
«Мой след на планете» КТД «Знаю, умею, действую» КТД
25 Экологический
Квест «Ключи природы»
26 Игра по станциям
«Путешествие в
природу»
27 «Орлёнок–Хранитель
Исторической памяти»
28 «Традиции моей
1
0
1
Игра
1
0
1
Игра
1
0
1
Игра
1
1
0
Беседа
29
30
31
32
страны»
Кодекс «Орлёнка
–хранителя»
«Знать, чтобы
хранить» КТД «История
становится ближе»
КТД «Мы хранителипамяти»
«Расскажи мне о России»
« Мы – хранители»
Подведение
итогов участия в
Программе в
текущем учебном
году
Итого:
1
0
1
КТД
1
0
1
КТД
2
2
2
0
0
2
Беседа
Игра
34
12
22
Содержание учебного (тематического) плана
1 класс
1.
Трек «Орлёнок – Эрудит» – 5 занятий
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверткопилка Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти.
Именно к этому времени учебный процесс и все связанные с ним новые правила
жизнедеятельности становятся для первоклассника более понятными. Данный
трек позволит, с одной стороны, поддержать интерес к процессу получения
новых знаний, с другой стороны, познакомить обучающихся с разными
способами получения информации.
2.
Трек «Орлёнок – Доброволец» – 4 занятия
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ
трека – Круг Добра Реализация трека проходит для ребят 1-х классов осенью,
но его тематика актуальна круглый год. Важно, как можно раньше познакомить
обучающихся с понятиями «доброволец», «волонтёр», «волонтёрское
движение». Рассказывая о тимуровском движении, в котором участвовали их
бабушки и дедушки, показать преемственность традиций помощи и участия. В
решении данных задач учителю поможет празднование в России 5 декабря Дня
волонтёра.
3.
Трек «Орлёнок – Мастер» – 4 занятия
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – Шкатулка
мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с тезисом, что можно быть
мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки
реализации трека «Орлёнок – Мастер» поделены на два временных
промежутка: во время первой части трека дети – активные участники
Мастерской Деда Мороза: готовят класс и классную ёлку к новогоднему
празднику участвуют в новогоднем классном и школьном празднике. Вторая
часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела и
различных профессий (на уровне региона или страны); посещений мест работы
родителей-мастеров своего дела, краеведческих музеев и пр.
4.
Трек «Орлёнок – Спортсмен» – 4 занятия
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека
– ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ жизни) Время для реализации
этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность
детей, так как к середине учебного года накапливается определённая
физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что
дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия, в том числе,
позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
5.
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» – 4 занятия
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом
«Мы - хранители» В рамках трека происходит ценностно-ориентированная
деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему
окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя значимость
сохранения традиций, истории и культуры своего родного края через
понимание фразы «Я и моё дело важны для Родины». Основная смысловая
нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители
своих достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.
Решению задач трека способствует празднование Дня защитника Отечества,
Международного женского дня и других праздников.
6.
Трек «Орлёнок – Эколог» – 5 занятий
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека –
Рюкзачок эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок –
Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с
выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов
при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке
мусора в рамках экологического субботника и пр.
2 класс
1.
Трек «Орлёнок – Лидер» – 4 занятий
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека –
конструктор «Лидер». В процессе реализации данного трека дети приобретают
опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного
года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива,
сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта
совместной деятельности и чередования творческих поручений. «Лидер – это
…» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием
«Лидер»: лексическая работа – значение нового слова. От учителя звучит
вопрос детям: кто со мной хочет в команду? Учимся работать в команде – игра
испытание для команды учитель объясняет задание, учит детей слушать друг
друга, показывает, как правильно такие задания выполнять, даёт ребятам
подсказки, что нужно сделать при выполнении задания: построиться по росту,
сыграть в игру «мяч по кругу» (мяч, имя, слово «Привет!»), «молекула», «имя
хором» и др.
2.
Трек «Орлёнок – Эрудит» – 4 занятий
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – Конверткопилка Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти,
которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных
конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными
способами получения информации, что необходимо для их успешной
деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года
у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учёбе.
3.
Трек «Орлёнок – Мастер» – 5 занятий
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка
Мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что
можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях.
Сроки реализации трека «Орлёнок- Мастер» поделены на два временных
промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль,
концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с
лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны).
4.
Трек «Орлёнок – Доброволец» – 4 занятий
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ
трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение
трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный
пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра,
взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной
жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся
социальному опыту детей в любое время учебного года.
5.
Трек «Орлёнок – Спортсмен» – 4 занятий
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека
- чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью
усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года
накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной
нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурно- оздоровительные
мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально
в зимний период.
6.
Трек «Орлёнок – Эколог» – 4 занятий
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека –
рюкзачок Эколога. Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок –
Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с
выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов
при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке
мусора в рамках экологического субботника
7.
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» – 6 занятий
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом
«Мы – хранители» Данный трек является логическим завершением
годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностноориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к
семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть
для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры
своего родного края. Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель
традиций своей семьи. Мы (класс) – хранители своих достижений. Я/Мы –
хранители исторической памяти своей страны.
3-4 классы
1.
Трек «Орлёнок – Лидер» – 5 занятий
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека –
конструктор «Лидер» В процессе реализации данного трека дети приобретают
опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного
года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива в
начале учебного года, сформировать детские микрогруппы для приобретения и
осуществления опыта чередования творческих поручений
2.
Трек «Орлёнок – Эрудит» – 4 занятий
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверткопилка. Трек «Орлёнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти,
которая отличается высоким содержанием различных интеллектуальных
олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с
разными способами получения информации, что необходимо для их успешной
деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года
у детей отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к учёбе.
3.
Трек «Орлёнок – Мастер» – 5 занятий
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка
Мастера В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть
мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки
реализации трека «Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка:
во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или
представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими
мастерами своего дела (на уровне региона или страны).
4.
Трек «Орлёнок – Доброволец» – 4 занятий
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ
трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение
трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный
пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра,
взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной
жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся
социальному опыту детей в течение всего учебного года.
5.
Трек «Орлёнок – Спортсмен» – 5 занятий
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека
– чек-листВремя для реализации этого трека обусловлено необходимостью
усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года
накапливается определённая усталость, вызванная гиподинамическим
кризисом и учебной нагрузкой. Надеемся, что дополнительные физкультурнооздоровительные мероприятия позволят снизить заболеваемость детей, что
актуально в зимний период.
6.
Трек «Орлёнок – Эколог» – 4 занятий
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека –
рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок –
Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с
выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов
при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке
мусора в рамках экологического субботника
7.
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» – 6 занятий
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом
«Мы – хранители» Данный трек является логическим завершением
годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностноориентированная деятельность по осмыслению ребёнком личностного
отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок
должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории
и культуры своего родного края, через понимания фразы «Я и моё дело важны
для Родины».
1.4.
Панируемые результаты
Личностные результаты:
Обучающийся научится:
формировать основы российской гражданской идентичности, чувство
гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формировать гуманистические и демократические ценностные ориента
ции,
овладевать начальными навыками адаптации в динамично изменяющем
ся и развивающемся мире;
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельности, личной ответственности за свои постуки на основ
е представлений о нравственных нормах;
навыкам сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
формировать безопасный, здоровый образ жизни ;
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
формировать эстетические потребности, ценности и чувства.
Метапредметные результаты
У ученика будут сформированы коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
владению
методами
поиска,
переработки,
хранения
и
передачи информации ;
умению слушать собеседника и вести диалог;
умению излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
умению
договариваться
о
распределении
функций
и ролей в совместной деятельности;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
умению использовать речевые средства и средства информационных и
коммуникационных
технологий
(далее
–
ИКТ)
для
решения коммуникативных и познавательных задач;
умению определять общую цель и пути ее достижения.
У ученика будут сформированы познавательные УУД:
Обучающийся научится:
сравнивать,
анализировать,
синтезировать,
обобщать
и
классифицировать объекты, явления по родовидовым
признакам;
- устанавливать аналогии и причинно- следственные связи;
- Обучающийся получит возможность научиться:
- работать с таблицами, картами, схемами;
- умению кодировать и декодировать информацию .
У ученика будут сформированы регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
планировать свою деятельность;
- осуществлять самонаблюдение и самооценку в процессе деятельности;
- Обучающийся получит возможность научиться:
- анализировать причины своего успеха/неуспеха
Предметные результаты
Обучающийся научится:
использовать действия с языковыми единицами для решения
познавательных, практических и коммуникативных задач ;
самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимании и получения
дополнительной информации;
применять математические знания для решения
учебнопознавательных и учебно- практических задач;
выполнять
элементарные
правила
экологической грамотности, нравственного поведения в мире природы и людей.
Обучающийся получит возможность научиться:
- элементарным способам изучения природы и обществ(наблюдению,
записи, измерению, опыту, сравнению, классификации и др., с получением
информации из семейных архивов,
от
окружающих людей, в открытом
информационном пространстве) ;
-устанавливать
и
выявлять
причинноследственные связи в окружающем мире;
- практическим умениям и навыкам в различных видах художественной
деятельности, а
также в специфических формах художественной
деятельности, базирующихся
на ИКТ (цифровая
фотография,
видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- использовать приобретенные знания и умения
для
творческого
решения несложных творческих, технологических и организационных задач.
2.
Организационно – педагогические условия реализации программы
2.1. Календарный учебный график
Продолжительность учебного года составляет 33-34 недель.
Продолжительность учебных занятий 33 недели для первых классов, 34 недели
для 3-4 классов. Учебный процесс организуется по учебным четвертям,
разделенным каникулами. В течение учебного года предусматриваются
каникулы в объеме 5 недель. Конкретные даты начала и окончания учебных
четвертей, каникул ежегодно устанавливаются годовым календарным учебным
графиком, утверждаемым приказом директора учреждения.
2.2. Условия реализации программы
Учебно-методическое обеспечение и техническое оснащение: Для
организации качественных занятий необходимо:
Кабинет с необходимым оборудованием: столы, стулья, шкаф для
хранения краеведческой литературы, АРМ педагога.
Инструменты и материалы: ножницы, бумага, клей, карандаши, линейки.
Разработка программы мониторинговых исследований, подбор
диагностических методик.
Участие в работе методических объединений педагогов дополнительного
образования.
Оформление информационных стендов.
Кадровое обеспечение программы: программу может реализовать
педагог дополнительного образования со средним или высшим педагогическим
образованием.
2.3. Формы подведения итогов реализации программы
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеобразовательной программы:
- промежуточная и итоговая аттестация;
- наблюдение;
- опрос;
- анкетирование;
- викторина;
- практические задания;
- индивидуальные задания;
- творческие задания;
- участие в праздничных концертах;
- итоговое выступление.
Виды и формы контроля
Входной контроль – собеседование, анкетирование.
Текущий контроль – проверка усвоения и оценка результатов каждого
занятия. Беседы в форме «вопрос – ответ», самостоятельная работа, беседы с
элементами викторины, игры с заданиями.
Способы организации контроля:
Индивидуальный
Фронтальный
Групповой
Коллективный
2.4. Оценочные материалы
Показатели
(оцениваемые
параметры)
Критерии
Степень
выраженности
оцениваемого
качества
1. Теоретическая подготовка ребенка
1.1.Теоретические
Соответствие
знания (по основным теоретических
разделам
знаний
ребенка
программы)
программным
требованиям
1.2.Владение
специальной
терминологией
Вывод:
Осмысленность
правильность
использования
специальной
терминологией
Минимальный уровень
(ребенок
овладел
менее чем 1/2 объема
знаний,
предусмотренных
программой);
Средний
уровень
(объем
усвоенных
знаний
составляет
более 1/2)
Максимальный уровень
(ребенок
освоил
практически
весь
объем
знаний,
предусмотренных
программой
за
конкретный период)
и Минимальный уровень
(ребенок, как правило,
избегает употреблять
специальные
термины);
Средний
уровень
(ребенок
сочетает
специальную
терминологию
с
бытовой)
Максимальный уровень
(специальные термины
употребляет осознанно
в полном соответствии
с их содержанием)
Низкий
Средний
Высокий
Уровень
теоретической
подготовки
2. Практическая подготовка ребенка.
2.1.
Практические Соответствие
Минимальный уровень
умения и навыки, практических
(ребенок
овладел
предусмотренные
умений и навыков менее
чем
1/2,
программой
(по
Баллы
1
3
5
1
3
5
До 2
3-6
7-10
2
основным разделам программным
учебнотребованиям
тематического плана
программы)
2.2.Владение
специальным
оборудованием
оснащением
2.3.Творческие
навыки
Отсутствие
затруднений
и использовании
специального
оборудования
оснащения
Креативность
выполнении
практических
заданий
предусмотренных
умений и навыков);
Средний
уровень
(объем
усвоенных
умений и навыков
составляет более 1/2)
Максимальный
уровень(ребенок
овладел практически
всеми умениями и
навыками,
предусмотренными
программой
за
конкретный период)
Минимальный уровень
в (ребенок испытывает
серьезные затруднения
пр
работе
с
и оборудованием);
Средний
уровень
(работает
с
оборудованием
с
помощью педагога)
Максимальный уровень
(работает
с
оборудованием
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей)
в Начальный
(элементарный
уровень
развития
креативности
(ребенок в состоянии
выполнить
лишь
простейшие задания
педагога);
Репродуктивный
уровень (выполняет в
основном задания на
основе образца)
Творческий
уровень
(выполняет
практические задания
3
7
2
3
7
2
3
7
Вывод:
Уровень
практической
подготовки
3. Общеучебные умения и навыки ребенка
3.1.
Учебно- Самостоятельность
интеллектуальные в подборе и анализе
литературы
умения:
3.1.1.
Умение
подбирать
и
анализировать
специальную
литературу
с
элементами
творчества)
Низкий
До 6
Средний
7-14
Высокий
15-21
Минимальный уровень
(ребенок испытывает
серьезные затруднения
при
работе
с
литературой,
нуждается
в
постоянной помощи и
контроле педагога);
Средний
уровень
(работает
с
литературой
с
помощью педагога или
родителя)
Максимальный уровень
(работает
с
литературой
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей)
3.1.2.Умение
Самостоятельность Уровни - По аналогии с
пользоваться
в
пользовании п. 3.1.1.
компьютерными
компьютерными
источниками
источниками
информации
информации
Уровни - По аналогии с
3.2.Учебноп. 3.1.1.
коммуникативные Адекватность
восприятия
умения:
3.2.1.
Умение информации,
слушать и слышать идущей от педагога
педагога
3.2.2.
Умение Свобода владения и Уровни - По аналогии с
выступать
перед подачи
ребенком п. 3.1.1.
аудиторией
подготовленной
информации
3.2.3. Умение вести Самостоятельность Уровни - По аналогии с
полемику,
в
построении п. 3.1.1.
участвовать
в дискуссионного
дискуссии
выступления,
3
6
8
3
7
10
2
6
8
3
6
9
3
7
10
3.3.
Учебноорганизационные
умения и навыки:
3.3.1.
Умение
организовать
свое
рабочее место
3.3.2.
Навыки
соблюдения
в
процессе
деятельности правил
безопасности
3.3.3.
Умение
аккуратно выполнять
работу
Вывод:
логика в построении
доказательств
Способность
самостоятельно
готовить
свое
рабочее место к
деятельности
и
убирать за собой
Соответствие
реальных навыков
соблюдения правил
безопасности
программным
требованиям
Уровни - По аналогии с 3
п. 3.1.1.
6
8
Минимальный уровень
(ребенок
овладел
менее чем 1/2 объема
навыков соблюдения
ПБ, предусмотренных
программой);
Средний
уровень
(объем
усвоенных
навыков
составляет
более 1/2)
Максимальный уровень
(ребенок
овладел
практически
весь
объем
навыков,
предусмотренных
программой
за
конкретный период)
Удовлетворительно
Хорошо
Отлично
Низкий
Средний
Высокий
Низкий
Средний
Высокий
3
6
8
Аккуратность
и
3
ответственность в
6
работе
8
Уровень
До 24
общеучебных
25-50
умений и навыков
51-69
Заключение
Результат
До 46
обучения ребенка
47-89
по дополнительной
90-100
образовательной
программе
Методические материалы
Методическое и материально- техническое обеспечение программы
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ презентаций, иллюстраций, готовых работ);
наблюдение;
показ (выполнение педагогом), работа по образцу;
практический (выполнение работ по технологическим картам, схемам и
др.). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают
готовую информацию);
репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности поставленной задачи совместно с
педагогом);
исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
учащихся на занятиях:
фронтальный (одновременная работа со всеми учащимися);
индивидуально-фронтальный
(чередование
индивидуальных
и
фронтальных форм работы);
групповой (организация работы в группах);
индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение
проблем).
Методы и приёмы ведения занятий:
объяснительно-иллюстративный;
игра;
мастер-класс;
игровой тренинг;
практический;
творческое задание;
теоретический;
свобода творческого выбора;
проблемный;
обсуждение результатов;
демонстрация видеороликов и использование презентаций по
основным темам;
диало
Аннотация к программе
Разработчик: Маслакова Светлана Сергеевна - педагог дополнительного
образования.
Программа «Орлята» разработана для детей 7-11 лет.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Орлята
является
программой социально-гуманитарной направленности, ориентирована на
воспитание активной, всесторонне развитой личности, развитие умений и
навыков, раскрытие новых способностей и талантов, патриотическое
воспитание, а также воспитание нравственных качеств у ребенка.
Срок реализации - 4 года.
Форма обучения - групповая.
Продолжительность занятия (1 часа) - 40 минут для детей школьного
возраста.
Цель программы: формирование у ребёнка младшего школьного
возраста социально-ценностных знаний, отношений и опыта позитивного
преобразования социального мира на основе российских базовых
национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями,
воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его
истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности
Оценка качества реализации программы включает в себя текущий
контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию.
Сведения о разработчике:
Маслакова Светлана Сергеевна
Образование – высшее педагогическое
Педагогический стаж – 5 лет
Нормативно-правовое обеспечение программы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об
образовании в Российской федерации»
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 №816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»
5. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
6.
Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря
2018 г. № 16).
7. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден
на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование"
07 декабря 2018 г., протокол № 3);
8.Государственная
программа
РФ
«Развитие
образования»,
утвержденная постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N
1642.
9. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
10.Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.).
11.Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Утверждена Приказом Министерства просвещения РФ от
03.09.2019 № 467)
12.Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД – 39/04
«О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
и дополнительных общеобразовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».
13. Письмо Министерства Просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ-976/04
«О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием
дистанционных образовательных технологий».
14.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648
– 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитание
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"
16.Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания"
17. Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017
года № 900 – ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Свердловской области до 2025 года».
18. Устав учреждения.
Список литературы
Литература для педагога:
1.
Беляков, Ю.Д. Методика организации коллективных творческих
дел и игр (изд. 2-е, перераб. и доп.). – ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок» : учебнометодический центр, 2020. – 80 с. – Текст: непосредственный.
2.
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.
И. Божович. – СПб. : Питер, 2008 – 398с.
3.
Божович, Л. И. Психическое развитие школьника и его воспитание
/ Л. И. Божович, Л. С. Славина. М. : Питер, 2008. – 750 с.
4.
Бурова, Л. И. Экологическая практика как инновационная модель
внеурочной деятельности / Л. И. Бурова // Начальная школа. 2016. № 5. С. 4547, 55.
5.
Григорьев, Д. От результатов к эффектам : конструирование
внеурочной деятельности / Д. Григорьев // Классное руководство и воспитание
школьников : журн. Изд. дома «Первое сент.». 2016. № 4. С. 4-6.
6.
Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностносоциальный подход: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.
Гриценко. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 240 с.
7.
Ибрагимова, О. В. Внеурочная деятельность учащихся в системе
воспитательной работы образовательных организаций / О. В. Ибрагимова //
Начальная школа. 2015. № 11. С. 49-53.
8.
Куприянов, Б.В. Воспитательная работа в школе: организация и
методика / Б. В. Куприянов; отв. ред. М. А. Ушакова. – Москва : Сентябрь, 2009.
– 159 с. : табл.; 20 см. – (Библиотека журнала «Директор школы». Вып. № 8,
2009 г.); ISBN 978-5-88753114-4. – Текст: непосредственный.
9.
Рожков, М. И. Конспекты уроков для учителя 1–4 классов
общеобразовательных
учреждений:
воспитание
гражданина:
уроки
социальности : практическое пособие : / М. И. Рожков. – Москва : Владос, 2014.
– 72 с.
10. Смирнов, Н.В. Технологии развития социальной активности
школьников: учебно-методическое пособие. – СПб, Издательство
«КультИнформПресс», 2021. – с. 77
11. Социокультурный опыт современных детей и его развитие в
процессе воспитания: монография / И.В. Вагнер, М.П. Гурьянова, Е.М.
Клемяшова, Н.Н. Казначеева, И.В. Метлик [и др.] / Москва, Издательство:
ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии
образования». – 2019. – 268 с.; ISBN 978-5-91955-173-7. – Текст: электронный.
12. Фришман И.И. Воспитание и стратегия жизни ребенка / Рожков
М.И., Байбородова Л.В., Гущина Т.Н., Волохов А.В., Машарова Т.В.,
Мирошкина М.Р., Фришман И.И. // Коллективная монография / Под редакцией
М.И. Рожкова. Москва: ИД «Научная библиотека», 2016. 158 с.
13. Электронная
библиотека
«Орлята
России»
https://orlyatarussia.ru/library/
Литература для родителей:
1.
Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное
пособие для родителей и педагогов /Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, - Вместе
учимся, играем, 2010. - 206 с.
2.
Фришман И.И. Воспитание и стратегия жизни ребенка / Рожков М.И.,
Байбородова Л.В., Гущина Т.Н., Волохов А.В., Машарова Т.В., Мирошкина
М.Р., Фришман И.И. // Коллективная монография / Под редакцией М.И.
Рожкова. Москва: ИД «Научная библиотека», 2016. 158 с.
3.
Фришман И.И. Концепция воспитания – традиции и современность / И.
И. Фришман // Социальное воспитание. 2013. № 2. С. 12-17.
4.
Школа интересных каникул / авт.-сост. С.Г. Огнева и др. – Волгоград:
Учитель, 2007. – 206 с.
1.
2.
3.
Литература для детей:
Ищук В.В., Нагибина М.Н. Народные праздники. - Ярославль, 2000.
Казанский О.В. Игры в самих себя. - М., 1995.
Раугул Е.П., Козырева М.А. Театр в чемодане. - СПб., 1998.