Приложение 10 Коррекционная программа по развитию связной речи

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Управление образования и молодежной политики
Администрации Талицкого муниципального округа
МКОУ «Талицкая СОШ № 4»

Рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий
«Развитие связной речи у младших школьников с ОВЗ»
(интеллектуальные нарушения, вариант 1)
Для 2-4 класса
2025-2026 учебный год

Талица
2025 г.

1

Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
CОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
2 КЛАСС
3 КЛАСС
4 КЛАС
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2 КЛАСС
3КЛАСС
4 КЛАСС
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
3КЛАСС
4 КЛАСС
1
II.

2

3
6
6
7
7
7
8
9
20
32

I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно - правовой и документальной базой программы являются:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Конвенция ООН о правах ребенка, Декларация прав ребенка,
Федеральный государственный образовательный стандарт школьного
образования; СанПиН, рекомендации Министерства образования и науки РФ
органам государственной власти субъектов РФ в сфере образования по
совершенствованию
деятельности
центров психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи (приложение к письму Минобрнауки
России от 10.02.2015 г. № ВК – 268/07)
Актуальность программы
Развитию связной речи школьников в наши дни уделяют самое пристальное
внимание. Стала очевидной необходимость обновления традиционных методов
речевого развития, как по форме, так и по содержанию.
Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительного,
мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью,
является собственно связная речь.
Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным
запасом языка, усвоения языковых законов и норм, т.е. овладение
грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое
умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение
полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание
готового текста или самостоятельно составить связный текст.
Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и
грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание,
состоящее из ряда логически связанных предложений.
Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать
развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы,
последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои
собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников,
произведений художественной литературы и устного народного творчества,
наконец, непременным условием для написания программных изложений и
сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи
школьника.
Несформированность связной речи детей отрицательно сказывается на
развитии
всей
речемыслительной
деятельности,
ограничивает
их
коммуникативные потребности, которые помогают устанавливать причинноследственные связи и отношения между героями рассказов, уточняют,
активизируют, обогащают словарь детей в ходе их активной речевой
деятельности.
В коррекционной работе с детьми с ОВЗ, формирование связной речи
приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в
архисложную задачу, становится главной конечной целью всего
3

коррекционного процесса, целью труднодостижимой, требующей длительной
кропотливой работы дефектолога, родителей и ребёнка.
Таким образом, успешность обучения в школе, полнота познания
окружающего мира, развитие личности в целом – всё это и многое другое
зависит от достаточного уровня развития связной (диалогической и
монологической) речи. Данная программа отвечает требованиям для
реализации задач по развитию связной речи:
- единство развития речи с развитием познавательных процессов;
- наличие наглядности как основы для организации речевой и познавательной
активности;
- систематичность проведения занятий;
- распределение их в порядке нарастающей сложности;
- подчиненность заданий выбранной цели;
- чередование и вариативность упражнений.
Данная программа соответствует Федеральным государственным стандартам и
структуре основной общеобразовательной программы школьного образования,
так как полностью реализует цели образовательной области «Русский язык» с
учётом всех возможностей детей с ОВЗ и является частью комплексной
коррекционно-развивающей работы.
Практическая направленность
Программа является стартовой ступенькой к формированию грамотной
письменной речи школьников (профилактика дисграфии на почве нарушения
языкового анализа и синтеза на уровне предложения и текста). Во время
занятий на уроке предусмотрено применение организационно- педагогических
здоровьесберегающих
технологий,
способствующих
предотвращению
состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний.
Цель, задачи программы
Цель программы: развитие связной устной речи младших школьников с ОВЗ.
Задачи:
 составление и анализ всех типов предложений;
 составление рассказов;
 обучение пересказу;
 обогащение и активизация словарного запаса;
 развитие грамматического строя речи;
 развитие языкового анализа и синтеза;
 развитие внимания, мышления, памяти, воображения.
Адресат программы
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста с ОВЗ 7 – 10
лет с недоразвитием связной речи.
Сроки и этапы реализации программы
Коррекционные занятия проводятся 1 раза в неделю. Максимальная
продолжительность одного занятия – 40мин. Наполняемость группы 4-5
человек. Возможна индивидуальная форма проведения.
Требования к результату усвоения программы
В результате усвоения данной программы у детей формируются первичные
универсальные учебные действия:
1. развиваются умения
4

 составлять простое нераспространённое предложение из 2-х, из 3-х
слов;
 распространять простое предложение прямыми и косвенными
дополнениями;
 распространять простое предложение согласованными определениями;
 распространять простое предложение предлогами (НА, ПОД, В, ЗА,
ОКОЛО, ЧЕРЕЗ, ИЗ, К, ОТ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД);
 распространять предложения однородными членами;
 составлять сложносочинённые предложения с союзами И, А и
сложноподчинённые предложения с союзным словом ПОТОМУ ЧТО;
 производить анализ всех типов предложений по плану:
 составление предложения по сюжетным картинкам;
-составление схемы предложения картинками и стрелками;
- чтение предложения с указкой по схеме;
- определение количества слов;
- определение порядкового места слова в предложении (акцент на
-первое слово – начало предложения и последнее слово- конец
предложения);
 составлять связные короткие рассказы;
 составлять рассказы-описания овощей, фруктов, животных, игрушек;
 составлять рассказы-описания по теме «Времена года»;
 пересказывать текст (научиться последовательному, выборочному,
краткому, творческому пересказу);
 составлять рассказы по вопросам и картинке, по серии картинок, по
сюжетной картинке, на основании собственного опыта.
2. успешно усваиваются следующие правила графики и орфографии:
 предложение состоит из слов, слова в предложении дружат, живут в
согласии;
 рассказ состоит из предложений, предложения в рассказе дружат.
3. развивается наглядно – образное и формируется словесно – логическое
мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения;
4. формируются приёмы умственных действий: анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;
5. развиваются память, внимание, творческие способности,
воображение, вариативность мышления;
6. развиваются общеучебные умения: умения работать в коллективе,
взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно,
сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
7. развиваются умения общения с взрослыми, со сверстниками,
умения видеть мир глазами другого человека;
8. развиваются умения содержательно, логично, последовательно и
самостоятельно излагать свои мысли;
9. развиваются интерес и внимание к слову, к собственной речи и
речи окружающих;
10. происходит обогащение активного, пассивного, потенциального
5

словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с
опорой на речевой опыт ребёнка-носителя языка;
11. формируется мотивация учения и интереса к самому процессу
обучения; формируется культура учебного труда: умение
ориентироваться и применять систему правил, необходимых для
плодотворной учебной работы.
Система оценки достижения планируемых результатов
Окончанием групповых занятий является итоговая диагностика
состояния связной речи (параметры соответствуют первичной диагностике
связной речи). Проводится сравнительный анализ, где отчётливо видна
динамика коррекционной работы. К оценке результативности прилагается
аналитическая справка, где отражаются сформированные навыки и умения
детей. Оценкой результативности и востребованности данной программы
служат и положительные отзывы родителей.
II Содержание курса
2КЛАСС
Развитие лексико-грамматической стороны речи.
Слово. Определение лексического значения слов. Переносный смысл слов.
Тематическая активизация и обогащение словаря. Однозначные и
многозначные слова. Синонимы. Предложение. Словосочетание. Анализ и
синтез предложения. Виды предложений по интонации. Составление
предложений.
Развитие связной речи.
Уточнение представлений о тексте последовательность и связность
предложений в тексте. Определение темы текста. Деление текста на части.
Составление плана текста. Типы текстов. Признаки связного высказывания.
Сравнение текста и набора слов, текста и набора предложений, текста и его
деформированных вариантов.
Анализ текста. Редактирование текста. Изложение с языковым разбором текста.
3 КЛАСС
Развитие лексико-грамматической стороны речи.
Речь. Средства выразительности устной речи. Основные правила общения.
Требования к речи. Слово. Его лексическое значение. Омонимы. Синонимы.
Антонимы. Нахождение синонимов, антонимов в тексте. Употребление их в
речи. Предложение. Виды предложений по цели выказывания, по интонации.
Главные члены предложения. Связь слов в предложении, словосочетании.
Выделение признаков связного текста. Образные слова и выражения. Крылатые
слова и выражения. Устаревшие и новые слова. Фразеологизмы.
Развитие связной речи.
Построение самостоятельного связного высказывания. Составление текста по
плану. Составление текста по данному его началу или окончанию. Пересказ
текста. Составление текста на определенную тему. Изобразительновыразительные средства языка. Изложение – описание на основе слухового и
зрительного восприятия. Творческое редактирование текста.

6

4 КЛАСС
Развитие лексико-грамматической стороны речи.
Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.
Однородные члены предложения. Работа с деформированными
предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными
словами. 3аимствованные слова. Текст, его виды и средства связи в нем.
Композиция текста. Основные элементы композиции.
Развитие связной речи.
Стили языка. Речь как средство воздействия на другого человека.
Культура речи. Техника речи. Разговорный стиль языка. Диалог.
Речевой этикет. Художественные произведения. Стихи и проза. Особенности
построения стихотворного произведения. Виды стихотворных произведений.
Особенности построения прозаического произведения. Сравнение
прозаического произведения со стихотворным.
Пословицы. Поговорки. Афоризмы. Сочинение по пословице. Сочинение
сказки по готовому началу. Сочинение по картине. Анализ и редактирование
сочинений.
II Планируемые результаты:
2КЛАСС
быстро находить нужное cслово, наиболее точно выражающее мысль;
- находить многозначные слова в тексте, объяснять их значение;
- выделять слова в переносном значении;
пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;
- интонационно оформлять высказывание;
редактировать предложение:
выразительно читать текст;
определить основную мысль текста;
выделять в тексте опорные слова;
делить текст на части;
составлять план текста;
восстанавливать деформированные предложения;
сочинять тексты описательного характера;
писать творческое изложение
3 КЛАСС
- инсценировать диалог;
- составлять диалог по аналогии с данным;
- определять лексическое значение слова с помощью словаря;
- выделять в тексте синонимы, антонимы, устанавливать их роль в тексте;
- устанавливать связи между словами и словосочетаниями в предложении;
- составлять текст по заданной теме;
- осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение;
- пользоваться различными частями речи при составлении предложения;
- анализировать речь (на уровне текста, предложения);
- составлять текст на определенную тему;
- грамматически правильно связывать слова в предложении;
7

- использовать в речи предложения сложных синтаксических конструкций;
- выразительно читать предложения, разные по цели выказывания и интонации
4 КЛАСС
- составлять текст - диалог, текст-монолог:
- определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в
заданном стиле;
- редактировать простое и сложное предложение: заменять неудачно употребленные слова, распространять предложения;
- определять стиль речи с учетом лексических особенностей текста;
- составлять художественное повествование с элементами описания;
- определять средства связи предложений в тексте;
- определять элементы композиции в данном тексте;
- анализировать и редактировать сочинения;
- анализировать художественное произведение;
- составлять отзыв о произведениях художественной литературы
Направленность:
1. Речевое, социальное и интеллектуальное развитие детей;
2. Духовное развитие детей.
3. Развитие творческих способностей детей, формирование творческой
личности с богатым воображением, инициативой.
Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды
контроля:
-текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка
в процессе занятий;
-промежуточный – праздники, занятия-зачеты, конкурсы ;
-итоговый – открытые занятия, инсценировка сказок.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных и районных
праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных
мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в
мероприятиях младших классов, инсценировка сказок.

8

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Цикл занятий по развитию связной речи
(2 класс)
Тема

Методическое и
техническое
обеспечение
Раздел: «Устная связная речь»
Занятие 1
Предметные
Последовательный картинки, запись
пересказ текстов с на доске, схема
опорой на вопросы. предложения.
Составление
предложений
(полных ответов на
вопросы)

Цели и задачи

Наименование
работы

Формировать
умения
отвечать на вопросы
полным предложением,
последовательно
пересказывать тексты с
опорой на вопросный
план, составлять полные
предложенияобъяснения
лексического значения
слова;
Развивать
фонематический слух,
слуховое
восприятие,
память.

Занятие 2
Предметные
Последовательный картинки, запись
пересказ текстов с на доске.
ярко выраженной
причинноследственной
связью с опорой на
предметные
картинки
и
вопросы.

Формировать
умения
отвечать на вопросы
полным предложением,
составлять
полные
предложенияобъяснения
лексического значения
слова,
устанавливать
причинно-следственные
связи, последовательно
пересказывать с опорой
на
предметные
картинки,
словадействия;
Развивать
фонематический слух,
опосредованное
запоминание.

Организационный
момент
Отгадывание загадок
Знакомство с текстом
«Кит».
Словарная
работа
Гимнастика для глаз
Работа
с
текстом
«Кит».
Последовательный
пересказ с опорой на
вопросы
Физкультминутка
Работа
с
текстом
«Окунь»
Итог занятия
Организационный
момент
Звукобуквенный анализ
слов
Знакомство
с
рассказом Н. Сладкова
«Как медведь сам себя
напугал».
Словарная
работа
Гимнастика для глаз
Установление
последовавтельности
предметных картинок
для
последующего
пересказа
Выяснение логических
связей
Физкультминутка
Восстановление текста
с
опорой
на
предметные картинки и
слова-действия
самостоятельный
пересказ
по
предметным картинкам,
словам-действиям
Итог занятия

Занятие 3
Последовательный Знаковые схемы
пересказ текстов от

Формировать
умение Организационный
последовательно
момент
9

форм

первого (третьего)
лица
по
графическим
(знаковым) схемам

Занятие 4
Пересказ текстов
описательного
характера с опорой
на
картинки,
вопросы,
графические схемы

пересказывать текст от
первого (третьего) лица
по
графическим
(знаковым) схемам;
Развивать
внимание,
объём
слухо-речевой
памяти, способность к
переключению,
фонематический анализ

Контурное
изображение
берёзы, цветные
части её ствола,
веток, листочков,
запись на доске,
контурные
изображения
деревьев, листьев

Формировать
умение
пересказывать
текст
описательного
характера с опорой на
графические
схемычасти
изображения
предмета;
Развивать активный и
пассивный словарь;
Совершенствовать
навыки
фонематического
анализа;
Воспитывать бережное
отношение к живой
природе.
Занятие 5
предметные
Формировать
умения
Последовательный картинки:
пересказывать
текст
пересказ
текстов «Хрустальный
описательноописательнодворец»,
повествовательного
повествовательного «Зелёные
характера с опорой на
характера
с растения»,
предметные картинки,
использованием
«Овощи»
(лук, сюжетную
картинку,
опорных
огурцы,
определять
предметных
помидоры),
последовательность
картинок,
сюжетная
частей
в
тексте,
сюжетной
картинка
составлять план текста и
картинки.
«Теплица»,
использовать
Составление плана запись на доске.
составленный план при
пересказа.
пересказе;
Развивать
опосредованное
10

Отгадывание загадок
Знакомство с рассказом
И.
Тургенева
«Воробей». Словарная
работа
Гимнастика для глаз
Установление
последовательности
графических
(знаковых)
схем
(знаковые схемы для
пересказа от первого
лица)
Физкультминутка
Последовательный
пересказ
текста
от
первого
лица
по
знаковым схемам
Последовательный
пересказ
текста
от
третьего
лица
по
знаковым схемам
Итог занятия
Организационный
момент
Фонематический
анализ слов
Работа
с
однокоренными,
родственными словами
Гимнастика для глаз
Работа
с
текстом
«Берёзка»
Физкультминутка
Пересказ
текста
с
опорой на картинки,
графические
схемы
(части изображения)
Итог занятия
Организационный
момент
Отгадывание загадок
Знакомство с текстом.
Словарная работа
Гимнастика для глаз
Выделение
частей
текста.
Составление
плана текста
Физкультминутка
Пересказ
текста
«Теплица» по цепочке
Пересказ
текста
«Теплица»
по
сюжетной картинке и
плану (без предметных

Занятие 6
Последовательный
пересказ с опорой
на серию картинок
и
последовательност
ь
действий
с
использованием
серии
сюжетных
картинок, опорных
слов-действий,

запоминание,
познавательный
интерес,
фонематический анализ
слов.
Серия сюжетных Формировать
умение
картинок, запись пересказывать
на доске
повествовательный
текст с опорой на серию
сюжетных картинок и
слова-действия;
Развивать объём слухоречевой
памяти,
внимания,
словеснологического мышления,
фонематический анализ
слов.

Занятие 7
Запись на доске
Выборочный
пересказ.
Составление плана
пересказа

Занятие 8
Краткий пересказ.
Составление плана
пересказа

Предметные
картинки:
«мышь», «белка»
,
«хомяк»,
«суслик», «бобр»,
«заяц», карточки
с
текстом
«Суслик
и
хомяк», запись на
доске.

Формировать
умение
выборочно
пересказывать
повествовательный
текст,
определять
последовательность
частей
в
тексте,
составлять план при
выборочном пересказе;
Развивать
фонематический анализ
слов,
слуховое
внимание, способность
к переключению;
Воспитывать интерес к
явлениям окружающей
действительности.
Формировать
умение
составлять
полные
предложенияобъяснения
лексического значения
слова,
кратко
пересказывать
повествовательный
текст,
определять
последовательность
частей
в
тексте,
11

картинок)
Итог занятия

Организационный
момент
Отгадывание загадок
фонематический анализ
слов
развитие
словеснологического мышления
«Найди
и
исправь
ошибку»
гимнастика для глаз
работа
с
серией
сюжетных картинок
работа
с
текстом.
Выделение
опорных
слов-действий
физкультминутка
развитие объёма слухоречевой памяти
последовательный
пересказ
по
серии
сюжетных картинок
итог занятия
Организационный
момент
фонематический анализ
слов
Знакомство с текстом
«Цветок или волчья
пасть?»
В.
Сухомлинского
гимнастика для глаз
составление
плана
пересказа
физкультминутка
выборочный пересказ
текста
итог занятия
Организационный
момент
фонематический анализ
слов
Знакомство с текстом
«Суслик и хомяк»
гимнастика для глаз
Словарная работа
Выделение
частей
текста.
Составление
плана пересказа

Занятие 9
Предметные
Творческий
картинки: «Белка
пересказ
по с бельчатами», «
обозначенному
Беличий хвост», «
началу рассказа.
Беличья морда», «
Волк», «Собака»,
«Конь»,
«Медведь»,
карточки
с
текстом «Запасы
на зиму», запись
на доске.

составлять
план
рассказа и использовать
составленный план при
пересказе;
Совершенствовать
фонематический анализ
слов
Формировать
умение
определять
и
раскрывать тему текста,
собирать материал по
теме, точно употреблять
слова в речи, определять
последовательность
частей текста;
Совершенствовать
навык фонематического
анализа слов;
Воспитывать интерес к
животному миру

Занятие 10
Творческий
пересказ
по
обозначенному
концу
рассказа.
Составление плана
рассказа

Конверт
с Формировать
умение
письмом
определять
и
Незнайки, запись раскрывать тему текста,
на доске.
собирать материал по
теме, точно употреблять
слова в речи, определять
последовательность
частей
текста,
составлять
план
рассказа и использовать
составленный план в
творческом пересказе;
Развивать
фонематический анализ
слов,
навыки
самоконтроля,
логическое мышление,
воображение, фантазию

Занятие 11
Творческий
пересказ
по
обозначенной
середине рассказа.
Составление плана
рассказа

Предметные
картинки:
«ракета»,
«арбуз», «дрова»,
«самовар»,
«круг», «морж»,
запись на доске

Формировать
умение
определять
и
раскрывать тему текста,
собирать материал по
теме, точно употреблять
слова в речи, определять
последовательность
частей
текста,
составлять
план
рассказа и использовать
12

физкультминутка
краткий пересказ текста
сравнение
двух
вариантов рассказа
итог занятия
рганизационный
момент
фонематический анализ
слов
подбор
родственных
слов
по
данному
образцу
гимнастика для глаз
Знакомство с текстом
«Запасы
на
зиму».
Словарная работа
Физкультминутка
Работа
над
предполагаемым
окончанием рассказа
Творческий пересказ по
обозначенному началу
рассказа
итог занятия
Организационный
момент
фонематический анализ
слов
знакомство с письмом
Незнайки
гимнастика для глаз
составление
плана
рассказа. Определение
последовательности
частей рассказа
Физкультминутка
Творческий
рассказ
текста
по
обозначенному концу
рассказа
(с
использованием плана
текста)
итог занятия
Организационный
момент
фонематический анализ
слов
чтение
середины
рассказа с доски
гимнастика для глаз
определение
темы
текста,
последовательности

составленный план в
творческом пересказе;
Развивать
фонематический анализ
слов,
умение
анализировать
структуру предложения

Занятие 12
Устное сочинение.
Составление
самостоятельных
связных
высказываний,
рассказов
повествовательного
характера
по
демонстрируемым
действиям
и
картинкам.

Предметные
картинки:
«цапля»,
«цветок»,
«огурцы»,
«перец»,
«цыплёнок»,
белая
рубашка,
иголка, катушка
белых
ниток,
ножницы,
предметные
картинки
для
рассказа.

Формировать
умение
строить
связные
высказывания
по
демонстрируемым
действиям, определять и
раскрывать тему текста,
используя
разнообразные
языковые средства;
Совершенствовать
навык фонематического
анализа слов;
Развивать
психологическую базу
речи,
вербальнологическое мышление

Занятие 13
Запись на доске
Устное сочинение.
Составление
рассказа
по
вопросам

Формировать
умение
составлять
полный
ответ
на
вопрос,
учитывая
связь
предложений в тексте,
устанавливать
связь
заголовка
с
темой
текста;
Развивать
фонематический анализ
слов
в
процессе
упражнений
по
звуковому анализу и
синтезу слов;
Воспитывать
уважительное
отношение к семье,
школе
Занятие 14
Сюжетная
Формировать
умение
Устное сочинение. картина
«Ёж», составлять
полный
Составление
запись на доске
ответ
на
вопрос,
рассказа
по
учитывая
связь
вопросам
и
предложений в тексте,
картинке
определять
и
13

частей
текста,
Составление
плана
рассказа
Физкультминутка
Творческий пересказ по
обозначенной середине
рассказа
с
использованием
составленного
плана
текста
.анализ предложения
итог занятия
момент
фонематический анализ
слов
отгадывание загадок
Составление рассказа
по демонстрируемым
действиям
гимнастика для глаз
работа над структурой
текста
Физкультминутка
Составление
самостоятельных
связных высказываний,
рассказов
повествовательного
характера
по
демонстрируемым
действиям и картинкам.
итог занятия
Организационный
момент
фонематический анализ
слов гимнастика для
глаз
составление
рассказа «Моя семья»
Физкультминутка
Устное сочинение на
тему «В школе»
итог занятия

Организационный
момент
фонематический анализ
слов
отгадывание загадки
игра
«Закончи

Занятие 15
Устное сочинение.
Составление
рассказа
по
опорным словам и
картинкам

Сюжетные
картинки
для
рассказа: «Зима»,
«Лес в снегу»,
«Дети во дворе»,»
Дети на поляне»,»
Смешной
снеговик», «Дети
катаются с горы»,
запись на доске.

Занятие 16
Устное сочинение.
Составление
рассказа по серии
картинок
с
использованием
вопросного плана,

Серия картинок
«Как белка спасла
зайчика», запись
на доске

Занятие 17
Устное сочинение.
Составление
сравнительного
рассказа
описательного
характера
по
картинкам
с

Предметные
картинки: «лиса»,
«волк», знаковые
схемы-картинки;
запись на доске

раскрывать тему текста,
собирать материал по
теме; Активизировать и
уточнять
словарный
запас;
Развивать
фонематический синтез
слов,
познавательный
интерес к животному
миру
Формировать
умение
определять
и
раскрывать тему текста,
составлять
связное
высказывание
по
опорным
словам,
словосочетаниям,
используя
разнообразные
языковые средства;
Расширять словарный
запас на материале
группы
родственных
слов;
Развивать
навык
фонематического
синтеза
в
процессе
упражнений
по
звуковому анализу и
синтезу слов
Формировать
умение
составлять
полный
ответ
на
вопрос,
учитывая
связь
предложений в тексте,
определять
и
раскрывать тему текста,
составлять
связное
высказывание,
используя
разнообразные
языковые средства;
Совершенствовать
навыки
фонематического
синтеза слов.

предложение»
гимнастика для глаз
объяснение поговорок
беседа о еже
Физкультминутка
Составление рассказа
по вопросам и картинке
итог занятия

Формировать
умение
строить
описание,
определять
и
раскрывать тему текста,
составлять
связное
высказывание,
использовать
прилагательные
в

организационный
момент
фонематический анализ
слов
отгадывание загадок
беседа о волке, лисе.
Лексическая работа
гимнастика для глаз

14

Организационный
момент
фонематический анализ
слов словарная работа.
Подбор родственных,
однокоренных слов
гимнастика для глаз
работа над структурой
устного сочинения
Физкультминутка
Устное
составление
рассказа,
используя
опорные
слова,
словосочетания
и
картинки
итог занятия

Организационный
момент
фонематический анализ
слов
работа
с
серией
сюжетных картинок
гимнастика для глаз
работа над структурой
устного сочинения
Физкультминутка
Устное
составление
рассказа с опорой на
вопросы и картинки
итог занятия

использованием
графических
(знаковых)
схем,
вопросов.

описательном тексте;
Развивать
фонематические
представления,
вербально-логическое
мышление,
операции
анализа,
сравнения,
сопоставления

Занятие 18
Устное сочинение
«Осень и весна».
Составление
сравнительного
рассказа
описательного
характера
с
использованием
графических
(знаковых) схем.

знаковые схемы,
магнитная запись
фрагментов
из
фортепианного
произведения П.
И. Чайковского
«Времена года».

Занятие 19
Устное сочинение.
Составление
рассказа
по
сюжетной
картинке,
с
использованием
опорных слов.

Сюжетная
картина «Друзья
птиц», запись на
доске.

Занятие 20
магнитная запись
Устное сочинение. фрагментов
из
Составление
фортепианного

работа над структурой
сравнительного
рассказа
Физкультминутка
Составление
сравнительного
рассказа описательного
характера по картинкам
с
использованием
графических
(знаковых)
схем,
вопросов.
итог занятия
Организационный
момент
фонематический анализ
слов
отгадывание загадок
работа над структурой
рассказа
гимнастика для глаз
обобщение
примет
осени
Физкультминутка
обобщение
примет
весны
Составление
сравнительного
рассказа
«Осень
и
весна»
с
использованием
графических
(знаковых) схем
итог занятия
Организационный
момент
фонематический анализ
слов
расширение активного
и пассивного словаря
гимнастика для глаз
работа над структурой
рассказа
Физкультминутка
Составление рассказа
по сюжетной картинке
с
использованием
опорных слов
итог занятия

Формировать
умение
собирать материал для
рассказа
путём
наблюдений, определять
и
раскрывать
тему
текста,
составлять
связное высказывание,
использовать средства
выразительности
для
описания
своих
наблюдений;
Закреплять
представления об осени
и весне;
Развивать
фонематические
представления,
вербально-логическое
мышление,
операции
анализа,
сравнения,
сопоставления
формировать
умение
определять
и
раскрывать тему текста,
составлять
связное
высказывание
по
опорным
словам,
используя
разнообразные
языковые средства;
Расширять словарный
запас существительных
и глаголов по теме
«Птицы»;
Развивать
фонематические
представления;
Воспитывать заботливое
отношение к птицам.
Формировать
умение Организационный
собирать материал для момент
рассказа
путём фонематический анализ
15

рассказа
по
материалам
текущих
наблюдений
с
элементами
описания,
с
использованием
вопросного плана и
опорных слов.

произведения П.
И. Чайковского
«Времена года»,
запись на доске

наблюдений, определять
и
раскрывать
тему
текста,
составлять
связное высказывание,
использовать средства
выразительности
для
описания
своих
наблюдений;
Совершенствовать
фонематические
представления;
Воспитывать
внимательное,
познавательное
отношение к природным
явлениям.

слов
обсуждение темы и
основной
мысли
сочинения.
гимнастика для глаз
Лексическая
подготовка.
Физкультминутка
уждение
структуры
текста
Составление рассказа
по материалам текущих
наблюдений
с
элементами описания, с
использованием
вопросного плана и
опорных слов.
итог занятия

Опорные схемы,
запись на доске,
Толковый
словарь русского
языка. (В. И.
Даль)

формировать
умение
определять лексическое
значение по толковому
словарю;
расширять словарный
запас по теме «Месяцы
года»;
уточнять
временную
последовательность
месяцев
года,
понимание предложнопадежных конструкций;
развивать
фонематическое
восприятие
и
звукобуквенный анализ
слов.

Занятие 22
Определение
и
толкование
лексического
значения
слова,
употреблённого в
контексте.

Запись на доске,
Толковый
словарь русского
языка. (В. И.
Даль)

формировать
умение
определять лексическое
значение по толковому
словарю;
расширять словарный
запас по теме «Месяцы
года»;
уточнять
временную
последовательность
месяцев
года,
понимание предложнопадежных конструкций;
развивать
навык
звукового анализа и
фонематического
восприятия слов.

Занятие 23

Предметные

формировать

Организационный
момент
фонематический анализ
сло
работа
над
определением
лексического значения
слов
гимнастика для глаз
отгадывание загадок
определение
лексического значения
слов по толковому
словарю
Физкультминутка
Работа
над
предложением
итог занятия
Организационный
момент
Отгадывание
загадок
фонематический анализ
слов
гимнастика для глаз
определение
лексического значения
слова, употреблённого
в
стихотворном
контексте
Физкультминутка
определение
лексического значения
слова, употреблённого
в контексте
итог занятия
Организационный

Раздел: «Лексика»
Занятие 21
Определение
лексического
значения слова

16

умение

Однозначные
многозначные
слова

определять лексическое
значение однозначных и
многозначных
слов,
правильно
строить
высказывание
в
соответствии
с
его
значением;
расширять словарный
запас
по
теме
«Строительные
инструменты»;
уточнять
временную
последовательность
месяцев
года,
понимание предложнопадежных конструкций;
развивать фонетические
представления
и
звуковой анализ слов.
Занятие 24
Орфографические формировать
умение
Узнавание слова по словари,
узнавать
слово
по
толкованию
его кроссворд,
толкованию
его
лексического
предметные
лексического значения;
значения. Работа с картинки:
учить
работать
с
кроссвордами.
«ландыш»,
орфографическим
«одуванчик»,
словарём;
«василёк»,
расширять словарный
«колокольчик»,
запас по теме «Органы
«фиалка»; запись растений», «Цветы»;
на доске.
развивать фонетический
анализ
и
синтез,
звукобуквенный анализ
слов.

Занятие 25
Омонимы.

и картинки: «игла
для
шитья»,
«иголки
на
еловой
ветке»,
«иголки у ежа»,
«кнопка
канцелярская»,
«кнопка дверного
звонка», «кнопка
на
одежде»,
Толковый
словарь русского
языка. (В. И.
Даль)

предметные
картинки: «Коса
девочки», «Косаинструмент»,
«Ключ-родник»,
«Ключ-дверной»,
«Ключскрипичный»,
Толковый
словарь русского
языка. (В. И.
Даль)

формировать
умение
определять лексическое
значение
словомонимов,
правильно
строить высказывание в
соответствии
с
его
значением;
уточнить
временную
последовательность
месяцев года;
Совершенствовать
навык
звукового
анализа
и
фонематического
восприятия.

17

момент
Отгадывание загадок
фонетический анализ
слов
развитие активного и
пассивного запаса по
теме
«Строительные
инструменты»
гимнастика для глаз
определение
лексических значений
многозначных
слов
Физкультминутка
выявление
многозначных
слов,
определение
лексических значений
многозначного слова
итог занятия
организационный
момент
Отгадывание загадок
фонетический анализ
слов
выявление
активного словарного
запаса учащихся
гимнастика для глаз
работа с кроссвордом
«Органы растений»
Физкультминутка
работа
с
текстом.
Закрепление знаний об
органах растений
викторина
«Узнай
цветок»
итог занятия
Организационный
момент
Отгадывание загадок
фонетический анализ
слов
объяснение
явления
омонимии
слов,
Выделение омонимов
из
стихотворного
текста
гимнастика для глаз
объяснения
лексических значений
слов-омонимов
Физкультминутка
Игра
«Добавьте
словечко». Объяснение
лексического значения
слов-омонимов

Занятие 26
Этимология слов.
Работа
с
этимологическим
словарём.

Книга
В.
В.
Волиной «Откуда
пришли слова»,
Этимологический
словарь,
Толковый
словарь русского
языка. (В. И.
Даль), перстень,
напёрсток,
перчатки, запись
на доске.

учить
работать
с
этимологическим
словарём;
обогащать
словарный
запас по теме «Части
тела»;
развивать фонетическое
восприятие,
звукобуквенный анализ
слов,
интерес
к
языковым
явлениям,
эрудицию.

Занятие 27
Запись на доске,
Антонимы. Подбор «Словарик
антонимов к слову. синонимов
и
антонимов.
2-4
классы». М. Р.
Львов.

Учить
подбирать
антоним
к
словам
различных частей речи;
расширять активный и
пассивный словарный
запас;
развивать
фонематический анализ
и синтез слов.

Занятие 28
Предметные
Нахождение
картинки, запись
антонимов в тексте. на доске, схема
предложения.

Учить
подбирать
антоним
к
словам
различных частей речи;
обогащать
словарный
запас, грамматические
формы речи;
развивать
фонематическое
восприятие
и
звукобуквенный анализ
слов.

Занятие 29
Запись на доске,
Синонимы. Подбор «Словарик
синонимов к слову. синонимов
и
антонимов.
2-4
классы». М. Р.
Львов.

формировать
умение
подбирать синоним к
словам
различных
частей речи;
расширять активный и
пассивный словарный
запас;
18

итог занятия
Организационный
момент
фонетический анализ
слов
расширение активного
и пассивного го запаса
по теме «Части тела»,
Этимология слов.
гимнастика для глаз
расширение активного
и пассивного го запаса
по теме «Части тела»,
Этимология слов.
Физкультминутка
Отгадывание загадок
итог занятия
Организационный
момент
Работа
над
антонимами,
обозначающими
признак предмета
фонетический анализ
слов
гимнастика для глаз
Подбор
антонимовимён существительных
Физкультминутка
Подбор
антонимовнаречий
итог занятия
Организационный
момент
Работа над антонимами
фонетический анализ
слов
нахождение антонимов
в загадках
гимнастика для глаз
нахождение антонимов
в контексте
Физкультминутка
Нахождение ошибок в
употреблении
антонимов в текстах
пословиц
итог занятия
Организационный
момент
Игра «Исключи лишнее
слово»
фонетический анализ
слов
Игра
«Доскажи

развивать
звукобуквенный анализ
слов,
вербальнологическое мышление,
навыки самоконтроля.

Занятие 30
Нахождение
синонимов
в
тексте.
Обоснование
выбора синонимов
в тексте.

Занятие 31
Употребление
синонимов в речи
для
преодоления
неоправданного
повторения слов.

Занятие 32
Прямое
переносное
значение слова

и

Запись на доске,
«Словарик
синонимов
и
антонимов.
2-4
классы». М. Р.
Львов.

формировать
умение
подбирать синоним к
словам
различных
частей речи;
воспитывать интерес к
языковым
явлениям;
расширять пассивный и
активный
словарный
запас слов;
совершенствовать
фонематический анализ
слов.

Запись на доске,
«Словарик
синонимов
и
антонимов.
1-4
классы». М. Р.
Львов.

формировать
умение
подбирать синоним к
словам
различных
частей
речи,
редактировать
текст,
устраняя
повторяющиеся слова;
развивать
звукобуквенный анализ
и синтез слов, слуховое
и зрительное внимание,
способность
к
переключению.

Запись на доске.

формировать
умение
определять прямое и
переносное
значения
многозначных
слов,
правильного
словоупотребления;
воспитывать интерес к
языковым явлениям;
совершенствовать
звукобуквенный анализ
и синтез слов.
19

словечко»
гимнастика для глаз
Подбор
синонимовимён существительных
Подбор
синонимовимён прилагательных
Физкультминутка
Работа над лексическим
значением синонимовглаголов
итог занятия
Организационный
момент
Игра
«Подбери
синоним»
Фонетический анализ
слов
гимнастика для глаз
Нахождение синонимов
в стихотворном тексте
Нахождение синонимов
в контексте. Работа с
текстом
Физкультминутка
Дифференциация словсинонимов и словантонимов.
итог занятия
Организационный
момент
фонетический анализ
слов
гимнастика для глаз
работа
с
текстом.
Слуховое восприятие
текста. Редактирование
текста.
Физкультминутка
работа
с
текстом.
Зрительное восприятие
текста. Редактирование
текста.
итог занятия
Организационный
момент
фонетический анализ
слов
прямое и переносное
значение слов
гимнастика для глаз
определение прямого и
переносного значения
слов при сопоставлении
предложений

Занятие 33
Запись на доске,
Образные слова и кроссворды.
выражения.
Загадки

Занятие 34
Пословицы
поговорки.

формировать
умение
определять прямое и
переносное
значения
многозначных
слов,
правильного
употребления образных
слов и выражений;
расширять словарный
запас
по
теме
«Насекомые»;
закреплять
навык
звукобуквенного
анализа и синтеза слов.

Запись на доске, Формировать понятия
и материалы
для «пословица»,
игры-викторины. «поговорка»;
Осознание
афоризма
пословиц и поговорок;
Обогащать пассивный и
активный
словарь
учащихся пословицами
и поговорками;
Формировать
умение
правильно употреблять
пословицы и поговорки;
Воспитывать интерес к
занятиям, формировать
положительную
учебную мотивацию.
развивать зрительную
память,
внимание,
воображение

Физкультминутка
прямое и переносное
значение многозначных
слов
итог занятия
Организационный
момент
фонетический анализ
слов
образные
слова
и
выражения
гимнастика для глаз
загадка-жанр устного
народного творчества
Физкультминутка
Работа с тематическим
кроссвордом
«Насекомые».
Отгадывание загадок.
итог занятия
Организационный
момент
фонетический анализ
слов
Пословицы,
поговоркижанр
устного
народного
творчества
гимнастика для глаз
уточнение
лексического значения
пословиц, поговорок,
Восстановление
пословиц, поговорок
работа
с
деформированными
пословицами,
поговорками
Физкультминутка
Игра-викторина
«Пословицы
и
поговорки»
итог занятия

(3-4 классы)
Тема

Методическое
и техническое
обеспечение
Раздел: « Предложение»
Занятие 1
Таблица
с
Дифференциация
буквами
понятий
«слово», «Найди слова»,
«словосочетание»,
запись
на

Цели и задачи

Наименование
работы

форм

Дифференцировать
Организационный
понятия
«слово», момент.
Игра
«словосочетание»,
«Четвёртый лишний»
«предложение»;
20

«предложение».
Признаки
предложения.

доске.

Учить
осознавать
предложение
как
минимальную
единицу
речи,
представляющую
собой
грамматически
организованное
соединение
слов
или
словосочетаний,
обладающую
известной
смысловой
и
интонационной
законченностью;
Формировать
умения
выделять предложения из
потока речи, наблюдать за
интонацией
конца
предложения, соотносить с
правилом
обозначения
границ предложения на
письме,
выделять
существенные признаки,
обобщать;
Развивать зрительный и
слуховой
вербальный
анализ
таблицы
Дифференцировать
Занятие 2-3
знаков
понятия
«слово»,
Смысловая
и препинания,
«словосочетание»,
интонационная
названий
«предложение»;
законченность
предложений,
Учить
осознавать
повествовательных,
запись
на предложение
как
восклицательных,
доске
минимальную
единицу
вопросительных,
речи,
представляющую
побудительных
собой
грамматически
предложений.
организованное
соединение
слов
или
Закрепление по теме:
словосочетаний,
«Смысловая
и
обладающую
известной
интонационная
смысловой
и
законченность
интонационной
повествовательных,
законченностью;
восклицательных,
Формировать
умения
вопросительных,
анализировать интонацию
побудительных
предложений, соотносить с
предложений».
правилом
обозначения
границ предложения на
письме;
Развивать
слуховой
вербальный
анализ
слоговой структуры слова,
смысловую
и
интонационную
законченность
предложений.
21

Работа
над
словосочетаниями
«Найди слова»
Гимнастика для глаз
Дифференциация
понятий
«слово»,
«словосочетание»,
«предложение»
Игра «Узнайте, что я
сказала»
Физкультминутка
Развитие
слухового
вербального анализа
текста. Определение
количества
предложений в тексте
Итог занятия

Организационный
момент.
Звукобуквенный
анализ слов
! . ?- показатели
интонационнозаконченного
предложения.
Отгадывание загадок
Гимнастика для глаз
Повествовательные,
побудительные
предложения. Точка.
Работа с таблицами
предложений
Вопросительные
предложения.
Вопросительный знак.
Составление схем к
предложениям
Физкультминутка
Восклицательные,
побудительные
предложения.
Восклицательный
знак.
Коллективное
составление и запись
схемы предложения.
Работа с текстом
Гимнастика для глаз

Занятие 4
Составление
предложений
слов,
данных
правильной
грамматической
форме.

Схема
предложения,
из запись
на
в доске.

Занятие 5
Составление
предложений
из
слов,
данных
в
начальной
форме.
Грамматическое
оформление
предложений.

Предметные
картинки:
«улей»,
«дорога»,
«машина»,
«луна»,
«жаба»,
карточки
с
текстом
«Карась», мяч,
запись
на
доске.

Занятие 6
Составление
предложенийполных ответов на
вопросы по тексту.

Предметные
картинки
по
теме «Птицы»,
карточки
с
текстами
«Ворона»,
«Коллективная
работа», мяч,
запись
на
доске.

Дифференцировать
понятия
«слово»,
«словосочетание»,
«предложение»;
Формировать
умения
анализировать интонацию
предложений, соотносить с
правилом
обозначения
границ предложения на
письме;
Учить
находить
в
предложении подлежащее
и сказуемое, устанавливать
связь слов;
Развивать
слуховой
вербальный
анализ
слоговой структуры слова,
смысловую
и
интонационную
законченность
предложений.
Развивать
умение
составлять предложения из
слов, данных в начальной
форме;
Учить
произносить
предложения с разной
интонацией;
Развивать
умение
составлять предложение по
опорному
слову
с
заданным
количеством
слов;
Развивать
слуховой
вербальный
анализ
и
синтез слоговой структуры
слова.
Формировать
умение
составлять полные ответы
на вопросы по тексту,
соблюдая
правильный
порядок слов;
Развивать
умение
распространять
предложение;
Учить
произносить
предложения с разной
интонацией;
Расширять знания детей о
птицах;
Развивать слоговой анализ
и синтез слова
22

Слуховой вербальный
анализ предложений
Итог занятия
Организационный
момент.
Слоговой
анализ слов
Беседа-повторение.
Составление
предложений из слов
Дифференцировать
понятия
«слово»,
«словосочетание»
Гимнастика для глаз
Составление
предложений из слов,
данных в правильной
грамматической
форме.
Физкультминутка
Слуховой вербальный
анализ предложений
Итог занятия
Организационный
момент. Отгадывание
загадок
Вербальный анализ
Выделение
голосом
слов в предложении,
важных по смыслу
Гимнастика для глаз
Работа
с
текстом
«Карась»
Физкультминутка
Орфографическое
чтение и диктовка
предложений
учениками по цепочке
Итог занятия
Организационный
момент.
Слоговой
анализ и синтез слов;
Игра «Полный ответ»
Упражнение
«Кто
последний?»
(распространение
предложения)
Гимнастика для глаз
Подбор родственных
слов
по
данному
образцу.
Словарная
работа
Работа
со
скороговоркой

Развивать внимание объём
слухоречевой
памяти,
способность
к
переключению

Работа
с
текстом
«Ворона».
Полные
ответы на вопросы
Физкультминутка
Работа
с
текстом
«Коллективная
работа».
Полные
ответы на вопросы
Итог занятия

Формировать
умение
составлять краткие ответы
на вопросы по тексту,
сопоставлять полные и
краткие ответы;
Учить
обозначать
собственные
имена
существительные
заглавными буквами на
письме;
Учить подбирать словаантонимы, упражнять в
нормах согласования;
Обогащать
словарный
запас по теме «Семья.
Родственники»;
Развивать слоговой анализ
и синтез слова
Развивать внимание, объём
слухоречевой
памяти,
способность
к
переключению
Занятие 8
Сюжетные
Развивать
умение
Составление
картинки
составлять предложения по
предложений
по профессий
сюжетной
картинке
с
картинке
с людей, запись использованием опорных
использованием
на доске.
слов;
упражнять
в
опорных
слов.
грамматическом
Грамматическое
оформлении предложений;
оформление
Развивать
умения
предложений.
составлять
полные
и
краткие
ответы
на
вопросы,
сопоставлять
полные
и
краткие
предложения;
Обобщать
знания
о
профессиях людей;
Учить делить слова на
слоги
Развивать
психологическую
базу
речи,
вербальнологическое мышление
Занятие 9
Таблица
Развивать
умение
Составление
деформирован составлять предложения по

Организационный
момент.
Слоговой
анализ и синтез слов;
подбор антонимов;
Закрепление
обобщающего понятия
«Семья»,
названий
родственников.
Краткие ответы на
вопросы;
Гимнастика для глаз
Работа
с
текстом.
Краткие ответы на
вопросы;
Физкультминутка
Сопоставление полных
и
кратких
предложений
Итог занятия

Занятие 7
Составление
предложенийкратких ответов на
вопросы по тексту.

Карточки
с
текстом
«В
цирке», запись
на доске.

23

Организационный
момент.
Слоговой
анализ и синтез слов;
Обобщении знаний о
профессиях
людей.
Отгадывание загадок.
Составление
предложений
по
картинке
с
использованием
опорных слов
Гимнастика для глаз
Составление полных,
кратких предложений
по картинке
Физкультминутка
Коллективная работа
по составлению схем к
предложениям
Итог занятия
Организационный
момент.
Слоговой

предложений
по
картинке
с
использованием
опорных слов, схем.
Грамматическое
оформление
предложений.

сюжетной
картинке
с
использованием опорных
слов, схемы; упражнять в
грамматическом
оформлении предложений;
Расширять
словарный
запас
по
теме
«Профессии»;
Воспитывать интерес к
занятиям,
формировать
положительную учебную
мотивацию;
Учить делить слова на
слоги;
развивать
творческие
способности
детей,
внимание,
слуховое
восприятие
Занятие 10
Напечатанные Учить составлять текст из
Составление
предложения
отдельных предложений;
предложений
из для
рассказа Формировать
навык
слов. Объединение «Гроза»,
выделения
признаков
их в связный текст.
опорные
связного
текста,
схемы,
определения темы текста;
карточка,
Развивать
умение
запись
на составлять предложение,
доске.
соблюдая
правильный
порядок слов;
Развивать
вербальную
память,
быструю
ориентировку в языковом
материале, слоговой анализ
и синтез

Занятие 11
Деление сплошного
текста
на
предложения.
Обозначение границ
предложений
на
письме.

ного
предложения,
рисунки детей,
карточки
словарных
слов,
кроссворд,
запись
на
доске.

Лист
для
выразительног
о
чтения,
карточки
с
непунктирован
ным текстом,
запись
на
доске.

Формировать
умение
находить
границы
предложения
в
непунктированном тексте
по
интонации
и
смысловым вопросам;
Учить
читать
выразительно;
Развивать
слуховой
вербальный
анализ
и
синтез
смысловой
и
интонационной
законченности
предложений,
умение
составлять слова из слогов;
Развивать
вербальную
память,
логическое
мышление
24

анализ и синтез слов;
Конкурс 1: «Когда ты
станешь взрослым?»
Конкурс
2:
«Профессии
наших
мам»
Гимнастика для глаз
Конкурс 3: «Узнай-ка»
Конкурс 4: «Что это, т
кому необходимо?»
Конкурс 5: «Обгоняйка»
Физкультминутка
Конкурс
6:
«Кроссворд»
Итог занятия
Организационный
момент.
Слоговой
анализ и синтез слов.
Игра
«Расколдуй
слова»;
Гимнастика для глаз
Составление
отдельных
предложений связного
текста.
Выделение
признаков
связного
текста;
Физкультминутка
Составление
предложений из слов.
Объединение их
в
связный текст;
Итог занятия
Организационный
момент.
Слоговой
анализ и синтез слов.
Конкурс чтецов
Гимнастика для глаз
Развитие
слухового
вербального анализа
текста. Определение
количества
предложений в тексте
Физкультминутка
Ознакомление
с
приёмами выделения
предложений
из
сплошного
текста.
Обозначение границ
предложений
на
письме.
Итог занятия

Занятие 12
Развитие восприятия
и
понимания
сложных
синтаксических
конструкций.
Аналитико
синтаксические
упражнения
со
сложносочинёнными
предложениями.

сюжетные
картинки,
запись
доске.

Занятие 13
Запись
Развитие восприятия доске.
и
понимания
сложных
синтаксических
конструкций.
Аналитико
синтаксические
упражнения
со
сложноподчинённым
и предложениями

Развивать
восприятие
сложных синтаксических
на конструкций;
Формировать
умение
сопоставлять простые и
сложные предложения;
Учить
выделять
грамматические основы в
каждой части сложного
предложения;
Учить
составлять
сложносочинённые
предложения из простых
предложений, расчленять
сложносочинённые
предложения на простые
предложения;
Совершенствовать
слоговой анализ и синтез
слова
Развивать
вербальную
память,
логическое
мышление

на Развивать
восприятие
сложных синтаксических
конструкций, понимание
сложных
логикограмматических
конструкций;
Формировать
умение
сопоставлять простые и
сложные
предложения,
выделять грамматические
основы в каждой части
сложного предложения;
Учить
составлять
сложноподчинённые
предложения из простых
предложений,
выделять
главное предложение в
составе
сложноподчинённого
предложения;
Совершенствовать
слоговой анализ и синтез
слов Развивать вербальную
память,
логическое
мышление

25

Организационный
момент.
Слоговой
анализ и синтез слов.
Выделение
простых
предложений в составе
сложносочинённого
предложения
Устное
составление
сложносочинённого
предложения
из
простых предложений.
Работа по слуховому
образцу.
Гимнастика для глаз
Творческое
списывание.
Составление
сложносочинённого
предложения
из
простых предложений.
Физкультминутка
Слуховое восприятие и
выделение
грамматических основ
в сложносочинённом
предложении
Итог занятия
Организационный
момент.
Слоговой
анализ и синтез слов.
Слуховое восприятие и
понимание причинноследственных
отношений
в
сложноподчинённых
предложениях
Синтезирование
сложноподчинённых
предложений
Гимнастика для глаз
Творческая
работа.
Конструирование
сложноподчинённых
предложений.
Составление
схем
сложноподчинённых
предложений.
Физкультминутка
Устное
конструирование
сложноподчинённых
предложений
по
данному
главному
предложению
Итог занятия

Занятие 14
Работа
с
деформированными
предложениями.
Грамматическое
оформление
предложений
с
пропущенными
словами.

Предметные
картинки,
карточки
с
текстом
«Лесные
малыши»,
карточкипредлоги,
карточки
с
отрывком из
сказки, запись
на доске.

Занятие 15
Карточки,
Работа
с запись
деформированными
доске.
предложениями.
Редактирование,
грамматическое
оформление
предложений
с
повторяющимися
словами.

Развивать
умение
восстанавливать неполное
предложение, употребляя
правильные словоформы,
вставляя
пропущенные
предлоги;
Развивать чувство ритма,
формировать
умение
находить рифму с учётом
стихотворного размера;
Развивать умения выбирать
синоним
из
синонимического
ряда,
находить и устанавливать
связи между отдельными
элементами материала и
опираться на них при его
воспроизведении;
Развивать слоговой синтез
,
память,
логическое
мышление

Предупреждение наиболее
на типичных речевых ошибок,
связанных с повторением
слов;
Формировать
умение
находить и исправлять
речевые и не речевые
(логические) ошибки в
предложениях;
Развивать умение грамотно
выражать свои мысли;
Учить
составлять
сложноподчинённые
предложения из простых
предложений,
выделять
главное предложение в
составе
сложноподчинённого
предложения;
Совершенствовать
слоговой анализ и синтез
слов;
Развивать
память,
логическое мышление

26

Организационный
момент.
Слоговой
анализ и синтез слов.
Работа
с
деформированным
стихотворением.
Развитие
опосредованного
запоминания
Развитие
чувства
ритма. Игра «Найди
рифму»
Гимнастика для глаз
Работа
с
деформированными
предложениями.
Составление связного
текста из предложений
с
пропущенными
предлогами
Физкультминутка
Составление связного
текста из неполных
предложений. Выбор
слова из ряда словсинонимов.
Итог занятия
Организационный
момент.
Слоговой
анализ и синтез слов.
Нахождение
логических ошибок в
предложениях
Редактирование
простых предложений
с
повторяющимися
однокоренными
словами
Гимнастика для глаз
Редактирование
простых предложений
с
повторяющимися
словами.
Конструирование
предложений
с
однородными членами
Использование
синонимов
для
исключения
повторений
слов.
Редактирование
предложений
Физкультминутка
Редактирование

Занятие 16
Работа
с
деформированными
предложениями.
Редактирование,
грамматическое
оформление
предложений
с
нарушенным
порядком слов.

Сюжетные
Предупреждение ошибок,
картинки,
связанных с нарушенным
запись
на порядком слов;
доске.
Формировать
умение
находить и исправлять
речевые
ошибки
в
предложениях;
Развивать умение грамотно
выражать свои мысли;
Формировать
умения
восстанавливать линейную
схему сложноподчинённых
предложений, определять,
к какому слову главного
предложения
относится
придаточное предложение4
Развивать
вербальнологическое
мышление,
слоговой анализ

Занятие 17
Составление
предложений
по
материалам
наблюдений
на
данную
тему.
Грамматическое
оформление
предложений.
Редактирование,
анализ составленных
текстов.

Рисунок ёлки
на
доске,
предметные
картинки,
запись
на
доске.

Раздел «Текст»
Занятие 18
Выделение
признаков связного
текста. Тема текста

Формировать
умения
собирать материал для
рассказа
путём
наблюдений, определять и
раскрывать тему текста,
составлять
связное
высказывание;
Учить
использовать
средства выразительности
для
описания
своих
наблюдений;
Развивать
вербальнологическое
мышление,
слоговой анализ

Предметная
картинка
«Боровик», схема,
запись на доске.

Формировать
умения
отличать текст от группы
предложений,
дифференцировать эти
понятия;
Учить
выделять
27

простых предложений.
Конструирование
сложноподчинённых
предложений
Итог занятия
Организационный
момент.
Слоговой
анализ и синтез слов.
Уточнение конкретнопространственных
значений предлогов
Гимнастика для глаз
Работа с простыми
деформированными
предложениями.
Восстановление
правильного порядка
слов в предложении
Работа со схемами
предложений
Физкультминутка
Редактирование
сложноподчинённых
предложений
Итог занятия
Организационный
момент.
Слоговой
анализ и синтез слов.
Беседа о Новогоднем
празднике.
Лексическая
подготовка
Обсуждение темы и
основной
мысли
сочинения.
Лексическая
подготовка
Гимнастика для глаз
Составление рассказа
по
материалам
наблюдений
Физкультминутка
Самостоятельное
устное сочинение на
тему «На празднике
Ёлки»
Итог занятия
Организационный
момент.
Игра
«Слоговой аукцион.
Кто больше?»
Виды речи. Беседа –
повторение

признаки
связного
текста, определять тему
текста;
Формировать
умения
выделять средства связи
предложений в тексте;
Развивать
умения
подбирать
слова
по
данному первому слогу.
Развивать
вербальнологическое мышление

Занятие 19
Загадки, тексты, Формировать
умения
Текст.
Основная запись на доске.
определять тему текста,
мысль текста
определять
и
формулировать
основную мысль текста,
определять
диалогическую,
монологическую речь;
Обобщать
знания
о
грибах;
Развивать
умение
подбирать
слова
по
данному
последнему
слогу;
Развивать
вербальнологическое мышление

Занятие 20
Серия сюжетных Познакомить учащихся с
Текст.
Опорные картинок, запись понятием
«опорные
слова.
на доске.
слова»;
Учить определять их
роль в тексте;
Формировать
умения
находить опорные слова,
понимать
структуру
текста,
пересказывать
сказку
по
серии
сюжетных картинок и
опорным словам;
Развивать
умение
преобразовывать слова,
наращивая
слоговую
структуру слова;
Развивать
вербальнологическое мышление
28

Текст.
Признаки
текста
Гимнастика для глаз
Составление
предложений из слов,
данных в правильной
грамматической
форме
Выделение
признаков связного
текста. Тема текста
Физкультминутка
Анализ средств связи
предложений
в
тексте
Итог занятия
Организационный
момент.
Игра
«Слоговой аукцион.
Кто больше?»
Беседа –повторение.
Отгадывание загадок
Диалог.
Монолог.
Стихотворный текст.
Тема текста
Гимнастика для глаз
Текст.
Признаки
текста.
Тема.
Основная
мысль
текста
Физкультминутка
Текст.
Признаки
текста.
Тема.
Основная
мысль
текста
Итог занятия
Организационный
момент.
Игра
«Волшебные
превращения»
Беседа –повторение
Опорные слова. Роль
опорных
слов
в
тексте
Гимнастика для глаз
Игра
«Угадайте
сказку»
Игры «Найди лишнее
слово»,
«Добавьте
опорные слова»
Физкультминутка
Работа
по
содержанию сказки
«Красная Шапочка»
Ш. Перро

Занятие 21
Серия картинок,
Восстановление
запись на доске.
деформированного
текста
по
серии
картинок.

Формировать
умения
замечать смысловые и
логические ошибки в
тексте и восстанавливать
последовательность
событий;
понимать
структуру
текста,
восстанавливать
деформированные
тексты;
Развивать
слоговой
анализ и синтез слов;
Развивать
вербальнологическое мышление,
память.

Занятие 22
Запись на доске.
Составление текста
из
отдельных
предложений.
Определение темы,
главной
мысли
текста.

Формировать
умение
замечать
логические
ошибки в тексте и
восстанавливать
последовательность
событий,
определять
правильную
последовательность
предложений;
учить делить текст на
части и выделять их при
записи;
Ознакомить
со
структурными частями
текста;
Формировать
умение
выделять ударный слог
слова, развивать чувство
ритма;
Развивать
вербальнологическое мышление,
память
Учить
конструировать
предложения
и
составлять из них текст;
Формировать
умения
строить
предложение,
давать точный, полный
ответ
на
вопрос,
используя
различные
синтаксические
конструкции;
Обогащать пассивный и
активный
словарь
учащихся пословицами,
поговорками;
Развивать
понимание

Занятие 23
Запись на доске
Составление текста
по данным вопросам.
Грамматическое
оформление. Анализ
составленных
текстов.

29

Итог занятия
Организационный
момент.
Игра
«Цепочка слов»
Беседа –повторение
Поиск
смысловых
несуразностей.
Анализ смыслового
содержания текста
Гимнастика для глаз
Восстановление
деформированного
текста.
Редактирование
Физкультминутка
Анализ записанных
текстов
Итог занятия
Организационный
момент. Отгадывание
загадок
Знакомство
с
предложениями.
Беседа
по
содержанию текста.
Тема текста
гимнастика для глаз
Составление текста.
Структура текста
Запись текста
Физкультминутка
Анализ записанного
текста. Обобщение
Итог занятия

Организационный
момент.
Игра
«Закончи пословицу»
Знакомство с текстом
Гимнастика для глаз
Составление
предложений-ответов
на вопросы.
Анализ текста
Физкультминутка
Коллективное
составление
предложенийписьменных ответов
на вопросы

Занятие 24
Тип текста. Текстповествование.
Характерные
признаки
текстаповествования.
Схема
построения
повествовательного
текста.

Серия сюжетных
картинок «Репка»,
набор
опорных
таблиц
«Текстповествование»,
карточки
с
текстом, запись на
доске.

Занятие 25
Тип текста. Текстповествование.
Характерные
признаки
текстаповествования.
Схема
построения
повествовательного
текста.

Набор
опорных
таблиц
«Текстповествование»,
карточки
с
текстом «Тетёрка
отводит
врага»,
запись на доске.

Занятие 26- 27
Текст-описание.
Характерные
признаки
текстаописания.
Схема
построения
описания. Проверка
знаний по темам
«Текст-

Набор
опорных
таблиц
«Текстописание»,
карточки
с
текстом,
предметная
картинка «Мать-имачеха», листочки
берёзы,
клёна,

сложных
логикограмматических
конструкций;
Развивать
вербальнологическое мышление,
память
Ознакомить с текстом
типа «повествование»,
схемой
построения
повествовательного
текста;
Формировать
умения
определять особенности
текста-повествования,
последовательность
частей в тексте;
Формировать
умение
пересказывать
повествовательный текст
по плану и опорным
словам;
Развивать
слоговой
синтез;
Развивать
вербальнологическое мышление,
память
Формировать
умения
определять особенности
текста-повествования,
последовательность
частей в тексте;
Формировать
умение
пересказывать
повествовательный текст
по плану и опорным
словам;
Развивать
слоговой
синтез;
Развивать
вербальнологическое мышление,
память

Познакомить
с
описательным текстом,
схемой
построения
текста-описания;
Формировать
умения
определять особенности
текста-описания,
пересказывать
описательный текст по
30

Анализ работ
итог занятия

Организационный
момент.
Слоговой
анализ и синтез слов.
Анализ
текста
русской
народной
сказки «Репка»
гимнастика для глаз
текст-повествование.
Схема
построения
повествовательного
текста
Анализ текста
Беседа
по
содержанию
Физкультминутка
Устный
пересказ
текста по плану,
опорным словам
Итог занятия
Организационный
момент. Беседа –
повторение
Текст-повествование.
Схема
построения
повествовательного
текста
Гимнастика для глаз
Анализ текста
Беседа
по
содержанию.
Составление плана
текста.
Языковые
средства связи
 Физкультмину
тка
устный
пересказ
текста по плану,
опорным словам
Итог занятия
Организационный
момент. Отгадывание
загадок
Текст-описание,
схема
построения
описательного
текста. Этимология
слова.
Гимнастика для глаз

повествование.
Текст-описание.»

дуба, ивы, запись плану
и
опорным
на доске.
словам;
Формировать
умениея
строить
описание,
использовать
средства
выразительности
для
описания
своих
наблюдений;
Воспитывать бережное,
внимательное отношение
к природе;
Развивать
вербальнологическое мышление,
память

Занятие 28
Текст-рассуждение.
Характерные
признаки
текстарассуждения. Схема
построения
рассуждения.

Набор
опорных
таблиц
«Текстрассуждение»,
карточки
с
текстом, запись на
доске.

Занятие 29
Составление плана
текста
с
обозначенными
частями.
Проверка
знаний
по
теме
«Текстрассуждение.»

Наборы опорных
таблиц
«Текстповествование»,
«Текст-описание»,
«Текстрассуждение»,
лист с текстами,
памятка
«Типы
текстов», запись
на доске.

Занятие 30-34
Редактирование
текста.

Предметная
картинка «Лиса»,
запись на доске.

Формировать
умения
конструировать
сложноподчинённые
предложения,
анализировать
причинно-следственные
связи;
Познакомить
с
особенностями
текста
типа
«рассуждение»,
схемой
построения
текста-рассуждения;
Формировать
умения
определять особенности
текста-рассуждения;
Совершенствовать
слоговой анализ слов;
Развивать
вербальнологическое мышление,
память
Формировать
умения
определять тип текста,
сравнивать тексты на
одну тему;
Закреплять знания о
схеме построения текстаповествования- текстаописания,
текстарассуждения;
Формировать
умения
составлять план текста
по
обозначенным
частям;
Развивать
вербально-логическое
мышление, память
Формировать
умения
исправлять ошибки в
содержании
и
31

Анализ текста
Беседа
по
содержанию.
Составление плана
текста.
Языковые
средства связи
Устный
пересказ
текста по плану,
опорным словам
Физкультминутка
Составление устного
сочинения-описания
листьев деревьев
Творческое
устное
сочинение-описание
по данному началу
Итог занятия
Организационный
момент.
Вступительная бесед
Конструирование
сложноподчинённых
предложений.
Смысловой
анализ
составляющих частей
предложения
Гимнастика для глаз
Работа с текстомрассуждением
Физкультминутка
Устный
пересказ
текста по плану,
опорным словам
Итог занятия
Организационный
момент.
Беседаповторение
Дифференциация
типов текстов
Гимнастика для глаз
работа с текстами.
Сравнение текстов.
Составление плана
текста.
Физкультминутка
Проверочная работа
по
теме
«Текстрассуждение.»
Итог занятия
Организационный
момент.
Беседаповторение

построении текста, на
основе
осознания
особенностей
текстаописания,
текстаповествования.; делить
текст
на
части
и
выделять их при записи.
Точно употреблять слова
в речи;
Ознакомить с приёмами
редактирования текста;
Развивать
вербальнологическое мышление,
память

Редактирование
текста-описания
Запись
отредактированного
текста
Гимнастика для глаз
Редактирование
текстаповествования,
работа
над
завершённостью
текста
Физкультминутка
Запись
отредактированного
текста. Обобщение
Итог занятия

Список литературы.
1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. СПб., 2001.
2. Антипова М.Б. и др. Русский язык: Учеб. Для домашних занятий. Упражнения, правила,
примеры: 1-3 кл. М., 1996.
3. Афонина Г.Н. Уроки развития речи: Пособие для учителей. 1-4 кл. М., 2001.
4. Белецкая В.И. Охрана зрения слабовидящих школьников: Пособие для учителей. М., 1982.
5. Волина В.В. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь. М., 1996.
6. воспитание ребёнка с нарушением зрения в семье // Сб.науч. тр. / Под ред. Л.И. Солнцевой,
В.П. Ермакова. М., 1979.
7. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М., 2000.
8. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн.
для логопедов. М., 1991.
9. Козырева О.А. Как помочь ребёнку с трудностями в обучении? «Начальная школа», №4, 2004.
10. Костенко Ф.Д. Дидактический материал по развитию речи: 3кл.: Пособие для учителей. М.,
1974.
11. Лалаева Р.И.., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у
младших школьников: Учебно-методическое пособие. СПб., 2003.
12. Лапп Е.А. Развитие связной речи детей 5-7 лет с нарушениями зрения. М., 2006Львов М.Р.
Словарь синонимов и антонимов. 1-4 кл.- Тула: «Родничок». М., 2000.
13. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч. 1 :
Устная связная речь. Лексика : Пособие для логопеда / Н.Г. Андреева ; под ред. Р.И.
Лалаевой. М., 2006.
14. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч. 2 :
Предложение. Текст. : Пособие для логопеда / Н.Г. Андреева ; под ред. Р.И. Лалаевой. М.,
2008.
15. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития. Пособие для учителей. М., 1975.
16. Львов М.Р. Школа творческого мышления. Учебное пособие. М., 1993.
17. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и
фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.
Виноградова. М., 2004.

32

18. Наша любовь и забота о детях, имеющих проблемы со зрением // Коррекционновоспитательная работа в образовательном учреждении «Начальная школа- детский сад» для
детей с нарушением зрения: Сб. статей / Под ред. Л.И. Плаксиной. М., 1998.
19. Печкурова О.В. Современные уроки развития речи. 2 класс. Ростов н-Д., 2003.
20. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка. М.,
1984.
21. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников:
Уч. Пособие. М., 1995.
22. Узорова О.В. Практическое пособие по развитию речи. М., 2001.
23. Узорова О.В. Физкультурные минутки: Материал для проведения физкультурных пауз. М.,
2004.
24. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1997.
25. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. М.,
1996.

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».