Положение
об индивидуальном проекте обучающихся 10
классов в соответствии с ФГОС СОО
1. Общие положения
1.1.
Настоящее Положение разработано на основе Закон Российской
Федерации
№ 273 - ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской
Федерации», в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования (далее - ФГОС
СОО), основной образовательной программы среднего общего образования.
1.2.
Данное Положение регламентирует деятельность МКОУ
«Талицкая СОШ №4» по организации работы над индивидуальным проектом
(далее - ИП) в связи с переходом на ФГОС СОО.
1.3.
Проектная деятельность учащихся является неотъемлемой частью
образовательной деятельности при реализации ФГОС СОО.
1.4.
Индивидуальный итоговый проект является основным объектом
оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения
междисциплинарных учебных программ.
1.5.
Индивидуальный итоговый проект представляет собой учебный
проект, выполняемый обучающимся 10 класса в рамках одного или
нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения
в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей
знаний и\или видов деятельности и способность проектировать и
осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебнопознавательную, конструкторскую, социальную, художественно- творческую).
1.6.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение
одного года в рамках учебного времени, специально отведённого учебным
планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного
исследования или разработанного проекта: информационного, творческого,
социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
1.7.
Проект может быть только индивидуальным.
2. Организация проектной деятельности
2.1. Общее руководство проектной деятельностью учащихся в МКОУ
«Талицкая СОШ № 4» осуществляют заместители директора по учебно1
воспитательной работе (далее – заместители директора по УВР) в
соответствии со своей компетенцией.
2.2. Заместители директора по УВР:
- организуют проектную деятельность учащихся в рамках учебного плана;
- распределяют нагрузку педагогов по руководству проектами;
-готовят для рассмотрения на педагогическом совете перечень тем
проектных работ, выбранных учащимися;
- организуют предварительную экспертизу работ, представленных к
защите;
- организуют и проводят защиту выполненных ИП;
- дают предложения методическому совету МКОУ «Талицкая СОШ№
4» по выдвижению лучших ИП для участия в научно-практических
конференциях и конкурсных мероприятиях различного уровня.
2.3. Руководителем проекта является учитель-предметник, классный
руководитель, педагог-организатор, педагог дополнительного образования.
2.4. Руководители проектных работ:
- формулируют темы, предлагаемые для выполнения учащимися;
- организуют индивидуальные и групповые консультации для учащихся
в процессе выполнения проектной работы, осуществляют контроль
деятельности учащихся и несут ответственность за качество представленных к
защите ИП;
- проводят
индивидуальные
консультации
с
учащимися,
представляющими свои проектные работы на научно-практические
конференции и конкурсы различного уровня;
- для участия проектной работы в научно-практических конференциях и
конкурсах организуют оформление сопровождающей документации,
предусмотренной положением (Приложение 1).
2.5. По желанию у учащегося могут быть консультанты: другие
педагоги образовательной организации (в случае разработки учащимся
метапредметного или межпредметного содержания проекта), сотрудник иной
организации или иной образовательной организации, в том числе высшего,
представители семьи учащегося. Свои действия консультанты согласуют с
руководителем проекта.
2.6. Учащиеся 10 класса самостоятельно выбирают предметную область,
в которой будет осуществляться проектная работа, и руководителя работы из
числа педагогов МКОУ «Талицкая СОШ № 4».
2.7. Темы проектов могут предлагаться как педагогом, так и учениками.
Темы ИП утверждаются приказом по образовательной организации.
3. Этапы и примерные сроки работы над проектом
3.1. В процессе работы над проектом учащийся под контролем
руководителя планирует свою деятельность по этапам: подготовительный,
основной, заключительный. (Приложение № 2).
3.2. Подготовительный этап (сентябрь-октябрь): выбор темы и
руководителя проекта. Согласованные темы проектов утверждаются
2
педагогическим советом МКОУ «Талицкая СОШ № 4» не позднее 1 октября
текущего года.
3.3. Основной
этап (ноябрь-февраль): совместно с педагогом
разрабатывается план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор
и анализ информации, выбор способа представления результатов, оформление
работы, предварительная проверка руководителем проекта.
3.4. Заключительный (март - май): защита проекта, оценивание работы.
3.5. Контроль соблюдения сроков осуществляет педагог, руководитель
проекта.
3.6. Проектная работа выполняется учащимися 10 класса в течение
одного учебного года, в соответствии с планом-графиком, согласованным с
руководителем проекта (приложение № 3).
3.7. Контроль за участием учащихся 10 класса в проектной
деятельности осуществляет классный руководитель.
4. Требования к содержанию и направленности индивидуального проекта
4.1. Индивидуальный итоговый проект должны иметь практическую
направленность и быть востребованными, иметь возможность применения в
той или иной сфере человеческой деятельности.
4.2.
Индивидуальный итоговый проект может быть: по содержанию:
- монопредметный - относящийся к определённым областям знаний;
- метапредметный - относящийся к определённой области деятельности;
- по доминирующей деятельности:
- информационный (поисковый) направлен на сбор информации об
объекте, явлении, на ознакомление с ней участников проекта, её анализ и
обобщение фактов;
- исследовательский
–
подчинённый
логике
небольшого
исследования, имеет структуру, совпадающую с исследованием;
- творческий – предлагает максимально свободный подход к
представлению результата (спектакль, сценарий, концерт, шоу, акция и т.д.);
- практико-ориентированный (прикладной)– нацелен на социальные
интересы участников проекта или заказчика;
- игровой (ролевой) - участники таких проектов принимают на себя
определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.
4.3. Представление индивидуальных итоговых проектов может быть
проведено в форме:
- компьютерной презентации с описанием продукта,
- демонстрации прибора, макета, конструкции (в том числе ЛЕГО),webсайта или страницы,
- сценария, экскурсии, стендовых отчётов, фотоальбома, модели,
сочинения, сборника творческих работ, видеофильма, карты, музыкального
произведения, игры, деловой игры, бизнес-плана и т.д.;
- схемы, алгоритма, таблицы, пособия (в том числе на электронном
носителе), сборника упражнений, практикума,
- реферата, включающего результаты эксперимента, опытов, решений и
т.д.
3
4.4. Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
сформированность
навыков
коммуникативной,
учебноисследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой,
интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также
самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий
при решении различных задач, используя знания одного или нескольких
учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы
исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой
информации, структурирования аргументации результатов исследования на
основе собранных данных, презентации результатов.
5. Процедура защиты индивидуального проекта
5.1. Защита выполненных индивидуальных проектов проводится не
позднее 20 апреля. Проекты презентуются учащимися на школьной научнопрактической конференции.
5.2. Для защиты проекта приказом директора утверждается график
защиты проектов, состав комиссии.
5.3. Образовательная организация организует в дополнительные сроки
защиту ИП для детей с ограниченными возможностями здоровья, больных
детей (дети, отсутствовавшие в основной срок защиты).
5.4. Возглавляет комиссию директор или заместитель директора по
УВР. В состав комиссии входят: заместитель директора по УВР, руководители
методических объединений, педагоги-эксперты. Количество членов комиссии
не должно быть менее 3-х и более 7 человек.
5.5.
Специальная
комиссия
оценивает
уровень
проектноисследовательской деятельности конкретного учащегося. По решению
специальной комиссии лучшие работы учащихся могут быть поощрены
дипломами, рекомендованы к представлению на конференции, семинары и
конкурсы муниципального, регионального, федерального и международного
уровней.
5.6.
Процедура защиты состоит из двух этапов: заочного и очного.
5.7. Оценивание заочной и очной защиты индивидуальных проектов,
учащихся происходит по разработанным критериям. (Приложение 4, 5, 6).
5.8. Процедура защиты состоит в 5-7 минутном выступлении
обучающегося, в котором раскрывается актуальность, поставленные задачи,
суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы комиссии.
5.9. После процедуры защиты ИП учащийся выполняет самоанализ и
самооценку. (Приложение 7).
6. Делопроизводство
6.1. По
результатам защиты составляется протокол, который
подписывается всеми членами комиссии.
6.2. Протоколы заседаний комиссии хранятся в архиве в течение 5 лет.
6.3.
Из проектных работ, рекомендованных для участия в научно
4
практических конференциях и конкурсах различного уровня, а также к
использованию в урочной и внеурочной деятельности, формируется банк
данных проектов МКОУ «Талицкая СОШ №4».
6.4. Остальные работы хранятся до 31 декабря текущего года и
уничтожаются в соответствии с актом.
5
Приложение № 1
к Положению об индивидуальном проекте
обучающихся в 10 классах
Примерный план
индивидуальных консультаций в ходе работы над
индивидуальным итоговым проектом ученикакласса
№
Содержание консультации
Срок
Кол-во часов
Определение темы, списка
необходимой литературы,
источников информации.
2. Составление плана работы над
проектом, определение цели и
задач.
3. Формулировка проблемы и
обсуждение
способов её разрешения.
4. Выбор необходимого
инструментария
для работы над проектом
(материально- технические
ресурсы).
5. Создание тезисов по каждому
разделу проекта и их
доказательство.
6. Создание целостного текста
проекта
(оформление конечного
результата,
продукт) и его редактирование.
7. Формулировка выводов и
обобщений.
8. Подготовка к
защите
проекта. Оформление
паспорта и папки.
9. Тренировочное публичное
выступление. Коррекция
10. Подготовка компьютерной
презентации
проекта.
11. Тренировочное выступление
с презентацией.
1.
6
Приложение 2
к Положению об индивидуальном проекте
обучающихся в 10 классах
Характеристика этапов реализации проекта
Этап
Содержание
работы
Деятельность
обучающихся
Деятельность
учителя
(руководителя)
Подготовительный этап (сентябрь-октябрь)
1. Выдвижение
идеи проекта
(сроки ….)
Предварительное формулирование
темы и основных целей
выполнения проекта
2.
Определение
источников Вырабатывают
конкретный
информации,
выбор
методов план
индивидуальных
и
выполнения
и
формы совместных
действий,
представления
отчета, формулируют задачи
распределение
обязанностей
между участниками проекта (для
группового проекта), составление
плана действия
Основной этап (ноябрь-февраль)
Составлен
ие
письменного
плана выполнения
проекта
(сроки
….)
3.Выполнение
проекта (сроки ….)
Осуществление действий по
сбору необходимой
информации
Обсуждают идею, собирают
информацию, выдвигают свои
формулировки тем
Выполняют
исследовательскую,
информационную,
Разъясняет
смысл
проектирования, участвует в
обсуждении идеи, помогает
формулировать тему и цели
Разъясняет
смысл
планирования, корректирует
планы
работы,
помогает
сформулировать задачи
Наблюдает за работой и
косвенно руководит
(корректирует действия)
практик
о- ориентированную работу
по проекту, советуются между
7
собой
и
учителем,
накапливают материал
4.Завершение
проекта (сроки
….)
Предварительный
анализ
полученной информации, или
оценка созданного объекта
Анализирует
5. Подготовка
защиты проекта
(сроки ….)
Работа по оформлению проекта,
защитного слова, презентации
проекта
в
соответствии
с
выбранной формой
6. Представление
отчета и его оценка
(сроки ….)
Определение ценности
выполненного
проекта
Работа над защитой проекта:
читают,
считают,
анализируют,
пишут,
составляют
литературу,
оформляют отчет, готовят
выступление
Отчитываются о результатах
своей работы, обсуждают,
оценивают достоинства и
недостатки проекта
информаци
ю, выясняют ее недостатки,
оценивают
созданный
собственным трудом объект
Заключительный этап (март - май):
Помогает выполнить анализ,
участвует в оценке созданного
объекта как рядовой участник
Помогает
составлять
защитное слово, отчет,
корректирует окончательный
вариант отчета и выступления
Слушает, задает вопросы,
оценивает усилия учащихся,
креативность
и
качество
использования
источников,
выступления, проект в целом
Примечание:
Каждый этап работы над проектом
должен иметь свой конкретный продукт (например, это могут
быть сформулированные задачи, вопросы, план действий, список литературы, набор фото, схемы и др.).
8
№
п/
п
1.
2.
3.
Приложение 3
к Положению об индивидуальном проекте
обучающихся в 10 классах
Примерный календарный план организации работы по подготовке и реализации индивидуальных проектов
обучающихся
Содержание
Сроки
Деятельность учителя
Деятельность
Деятельность
(примерные)
заместителя
обучающегося
директора
Локальное
4 четверть Анализирует ООП среднего
Знакомится с
Знакомится
с
общего
требованиями,
нормативно9 класса
образования на предмет
методическими
положением
о
наличия
рекомендациям
и,
правовое
информации об
представленными к
индивидуальн
индивидуальном
организации
ом
обеспечение
проекте в системе оценки
проектной
проекте.
достижения
деятельност
и
организации
планируемых результатов, вносит обучающихся, представленные
работы
в
с
необходимые корректировки.
ООП среднего общего
индивидуальны
образования,
м
проектом в 10-11
Разрабатывает положение об в положении об
индивидуальном
классах
индивидуальном проекте.
проекте.
Определение
4 четверть Формирует группу
Предлагает темы и виды
учителей,
проектов,
тематики и видов
9 класса
разрабатывающих перечень тем, которыми может руководить
проектов
или
формирует общий перечень тем,
1 четверть видов проектов, доводит до
сведения
10 класса всех учителей.
Выбор и
1 четверть Проводит методический совет Доводит
тем
до
сведения Выбирает
у
9
утверждение тем
проектов
4.
5.
10 класса
по утверждению тем проектов,
определению
состава
руководителей
проектов,
экспертов,
аттестационной
комиссии.
Формирует
сводную
информацию о выборе проектов
обучающимися.
1-2 четверть Организует рассмотрение и
паспортов
10 класса утверждение
проектов на методическом или
педагогическом совете.
Разработка и
утверждение
паспорта
проекта
1-2 четверть Осуществляет
Разработка
содержани этапов 10 класса
контро
я
ль деятельностью
проекта
учителей
разработке содержания
проектов.
з
а
п
о
обучающихся, их родителей о проекта
перечне тем и видов проектов руководителя
обучающихся.
Формирует проекта.
группу
обучающихся,
проектами которых будет
руководить.
и
Осуществляет
Разрабатывает
консультирование
паспорт
обучающихся по разработке проекта.
паспорта проекта.
Определяет
Определяет
содержани
этап
е
ы работы над
деятельности
проектом,
обучающих продумывает
ся, планируемые результаты
на каждом
этапе проекта (приложение 6). содержание
Оказывает
каждого
консультационн этапа.
ую помощь обучающимся по
Осуществля
вопросам определения этапов ет планирование
и содержания работы над деятельности
проектом на каждом
по этапам.
этапе.
10
6.
7.
Реализация
проекта
Оформление
результатов
проекта
2-3 четверть Формирует сводный график
10 класса консультаций учителей для
обучающихся по реализации
проекта.
Осуществляет
контроль
за
деятельностью учителей по
сопровождению
реализации
проекта.
3 четверть Определяет
сроки
10 класса предоставления
результатов
проекта
для
организации
экспертизы.
Организует консультирование Осуществляет
по
вопросам
реализации деятельность
проекта, подготовки продукта
проектной деятельности.
о работе над
проектом в
соответствии
п
с
планом.
Консультирует обучающихся Оформляет
по
вопросам
оформления проектную
проектной папки (портфолио
папк
проекта).
у (портфолио
проекта), готовит
текс
8.
Защита проектов 3-4 четверть Распределяет
проекты
по
10 класса экспертам,
организует
экспертизу
проектов,
Составляет расписание защиты
проектов.
Организует
подготовку
и
проведение
защиты проектов. Формирует
сводные ведомости по
результатам проведении защиты
проектов.
Организует
предзащиту
проектов в малых группах,
консультирует обучающихся
по вопросу подготовки тезисов
выступления,
формы
презентации.
Осуществляет
оценку
процесса
подготовки и
реализации
индивидуальн
ого проекта.
т
выступления.
Представляет
результаты
проект
а, проводит
самоанализ и
самооценку своей
деятельности.
11
9.
Анализ
результатов,
принятие
управленческих
решений
п
о корректировке
проектной
деятельности
4 четверть Анализирует
полученные
10 класса результаты
обучающихся,
готовит
вопрос
для
рассмотрения
на
итоговом
педагогическом совете.
По результатам проведения
итогового
педагогического
совета вносят коррективы в
рабочие
программы
по
предметам с целью повышения
качест
ва
индивидуальных
проект
ов обучающихся.
-
12
Приложение 4
к Положению об индивидуальном проекте
обучающихся в 10 классах
до
0,5
балло
в
Иллюстративный
материал
Расположение
текста на
странице
Интервал
Шрифт
Нумерация страниц
до
до
до
до 0,
0,5
0,5
0,5
5
балло балло балло балло
в
в
в
в
до 1
балл
а
Приложения
до 1
балл
а
итого
Библиография
до
до
до
0,5
0,5
0,5
балло балло балло
в
в
в
Основная часть
(возможно деление на
главы, разделы, их
название)
Заключение
Введение
Оглавление
Титульный лист
№
п/
п
Протокол оценки оформления и структуры исследовательских проектов учащихся заочной защиты
Максимальный балл 8
Ф.И.О.
Позиции оценивания
участника, тема
работы
до 1
балл
а
до 1
балл
а
1.
2.
Председатель жюри:
Члены жюри:
13
№
п
/
п
Ф.И.О.
участника, тема
работы
до 3
балл
ов
Актуальность проблемы
исследования
до 2
балл
ов
Определение целей, задач и
результата
исследования
до 3
балл
ов
Определение объекта и
предмета исследования
до 4
балл
ов
Анализ различных источников
по изучаемой проблеме
до 3
балл
ов
Соответствие методов
исследования изучаемой
проблеме
до 3
балло
в
Соответствие собранного
материала целям, задачам и
результатам исследования
до 2
балл
ов
Обоснование личной позиции
автора
до 3
балл
ов
Наличие обоснованных
выводов исследования
до 3
балл
ов
Практическая значимость
проекта и идей
до 3
балло
в
Обоснование перспектив
дальнейшей разработки темы или
исследования проблемы
итог
Позиции оценивания
до 3
балло
в
Формулирование
гипотезы
исследования
Председатель жюри:
Приложение 5
к Положению об индивидуальном проекте
обучающихся в 10 классах
Протокол оценивания заочной защиты исследовательских проектов учащихся
Члены жюри:
11
№
п/
п
Ф.И.О.
участника, тема работы
до 5 баллов до 9 баллов
Соответствие
представления содержанию
работы (теме, целям и
задачам)
Качество доклада:
структура (предъявление
всех составляющих
частей работы), логика,
доступность
до 9 баллов
Грамотность
и
научность
речи
докладчика, владение
специальной
терминологией
до 5 баллов
Представление
собственных результатов
исследования,
практическая значимость
проекта
до 9
баллов
Уровень владения
материалом:
репродуктивный,
продуктивный
до 9 баллов
Эффективность
взаимодействия с
аудиторией: ответы на
вопросы, диалог,
дискуссионность
Председатель жюри:
до 9 баллов
Уровень
мультимедийного
сопровождения:
соответствие презентации
содержанию работы и
содержанию доклада,
качество оформления
до 5
балло
в
Соблюдение регламента
Члены жюри
12
Приложение 6
к Положению об индивидуальном проекте
обучающихся в 10 классах
Протокол оценивания очной защиты исследовательских проектов учащихся
ИТОГО:
Приложение 7
к Положению об индивидуальном проекте
обучающихся в 10 классах
Инструкция для выполнения самоанализа и самооценки ученика
в виде
рефлексивного текста
(для учащегося)
Ты завершил проект «
» и защитил его.
укажи название проекта
Опиши свои впечатления о работе над проектом для того, чтобы
выразить свое отношение к тому, какого результата ты достиг и как у тебя
получилось это сделать.
Найди плюсы и минусы в работе, которую ты провел.
Оцени приобретенные навыки и умения (что нового ты научился
делать), где может пригодиться твоя работа и новоприобретённые умения и
навыки.
Опиши, что у тебя получилось лучше всего и что ты хотел бы
изменить (улучшить).
Сделай самооценку твоего участия в презентации проекта.
У тебя должен получиться связный текст в объеме 10 - 15 предложений.